Cтраница 4
Оперативность опроса - другое требование, которое обычно сопутствует опросам общественного мнения. В чисто научных опросах вопросник часто бывает столь сложен, что интервьюер даже при длительной тренировке делает большое количество ошибок. [46]
На сегодня количество крупных институтов и фирм, занимающихся опросами общественного мнения, исчисляется десятками, а если есть небольшие организации, осуществляющие эту деятельность в региональных масштабах, речь может идти и о сотнях. Многие из них работают по частным конфиденциальным заказам. Харриса результаты почти 90 % своих заказов не публикует. Американский институт общественного мнения Гэллапа распространяет результаты проведенных опросов подписчикам, число которых очень велико - только информационных органов и каналов более сотни. Это гарантирует, что ни один политик не сможет скрыть данные, какими бы они ему ни показались; кроме того, в этом и гарантии против фальсификации таких сведений другими институтами: если они будут уличены в недобросовестности на этом рынке жесткой конкренции, они лишатся частных заказов. [47]
Не исключено, что здесь смыкается эффективность рекламы и неэффективность опросов общественного мнения. Как утверждают исследователи, результаты выборов в конце концов определяются социальной массой, политически индифферентной, которая чаще всего не участвует в выборах1, но ее участие в опросах рисует, таким образом, заведомо ложную картину будущего расклада сил. [48]
Материалы обоснований инвестиций могут использоваться заказчиком для проведения социологических исследований, опросов общественного мнения и референдумов о возможности сооружения объекта, разработки бизнес-плана, обеспечивающего подтверждение кредитору или организации гарантий по кредитам, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия или иного объекта инвестирования в части возможности выполнения инвестором своих обязательств. [49]