Cтраница 3
Этична только абсолютная и всеобщая целесообразность сохранения и развития жизни, на что и направлена этика благоговения перед жизнью. Любая другая необходимость или целесообразность не этична, а есть более или менее необходимая необходимость. В конфликте между сохранением моей жизни и уничтожением других жизней или нанесением им вреда я никогда не могу соединить этическое и необходимое в относительно этическом, а должен выбирать между этическим и необходимым, и в случае, если я намерен выбрать последнее, я должен отдавать себе отчет в том, что беру на себя вину в нанесении вреда другой жизни. Равным образом я не должен полагать, что в конфликте между личной и надличной ответственностью я могу компенсировать в относительно этическом этическое и целесообразное или вообще подавить этическое целесообразным, - я могу лишь сделать выбор между членами этой альтернативы. [31]
Канту казалось, замечает Менделеев, что в мире есть два предмета, постоянно вызывающих удивление и благоговение: нравственный закон внутри нас и звездное небо над нами. [32]
Таким образом, приступает к работе в высшей школе с большою осторожностью, можно сказать, с благоговением. Пройдет несколько лет, и иные настроения появятся у нее в подобных же обстоятельствах. Два человека влияли на в это время: это г. Миттаг-Леффлер и ее учитель Вейерштрасс, и как различно было их влияние. [33]
Как дети Маркса относились к Ленхен, как нежно они были к ней привязаны, с каким благоговением чтут ее память, показывает приведенное письмо младшей дочери Маркса. [34]
Конечно, Эйнштейн питал глубокое уважение к Пуанкаре, в действительности, в какой-то период оно приняло форму благоговения к нему. [35]
Учитель вопросил: - Как мне глядеть-то на того, кто проявляет нетерпимость, будучи правителем, не чувствует благоговения при исполнении ритуала и не скорбит во время траура. [36]
Полнота знания всегда и обязательно подразумевает понимание глубины нашего невежества, а это всегда способствует и смирению, и благоговению. [37]
В религиозно-богословских работах этот момент отражается в виде противопоставления архаических верований с нарастающей на них уродливой корой магии - благоговению перед Высшим. Мень характеризует магию как механический способ заслужить расположение таинственных сил, заставить их работать на себя по принципу: Я дал Тебе - Ты дай мне. Люди были убеждены, что определенные ритуалы с естественной необходимостью должны доставлять желаемое. [38]
Полнота знания всегда и обязательно подразумевает понимание глубины нашего невежества, а это всегда способствует и смирению, и благоговению. [39]
Считаю своим долгом заявить, что я и впредь буду действовать таким обра: кш, несмотря па все мое благоговение перед наукой. [40]
Прусская буржуазия выгодно отличается от английской буржуазии тем, что она противопоставляет британскому политическому высокомерию, напоминающему нравы нечестивого Рима, всеподданнейшее благоговение, христианское смирение и кротость перед тронем, алтарем, армией, оюрскратиеи и феодализмом; тем, что она, - вместо того чтобы проникнуться коммерческой энергией, покоряющей целые части света, - занимается на китайский манер мелочной торговлей внутри страны и, с филистерской ограниченностью цепляясь за стародавний рутинный полуцеховой строй, пытается посрамить беспокойный гигантский дух изобретений в промышленности. По в одном пункте прусская буржуазия приближается к своему британскому идеалу - в бесстыдной жестокости по отношению к рабочему классу. Если, взятая как целое, как корпорация, она и в этом отношении отстает от британцев, то это объясняется просто тем, что в общем и целом, как национальный класс, она, но недостатку мужества, ума и энергии, никогда ничего не добивалась и никогда ничего значительного не добьется. Она и не существует в национальном масштабе - она существует только как буржуазия данной провинции, данного города, данной местности, как сумма частных лиц, и в этом виде она еще более беспощадно выступает против рабочего класса, чем английская буржуазия. [41]
Эти невинные и детские фантазии образуют ядро новейшей младогегельянской философии, которую в Германии не только публика принимает с чувством ужаса и благоговения, но и сами философские герои также преподносят с торжественным сознанием ее мпропотрясающей опасности и преступной беспощадности. Первый том предлагаемой работы ставит себе целью разоблачить этих овец, считающих себя волками и принимаемых за таковых, - показать, что их блеяние лишь повторяет, в философской форме, представления немецких бюргеров, что хвастливые речи этих философских комментаторов только отражают убожество немецкой действительности. Эта книга ставит себе целью развенчать и лишить всякого доверия философскую борьбу с тенями действительности, борьбу, которая так по душе мечтательному и сонливому немецкому народу. [42]
Эти невинные и детские фантазии образуют ядро новейшей мла-догсгольянской философии, которую в Германии не только публика принимает с чувством ужаса и благоговения, но и сами философские герои также преподносят с торжественным сознанием ее миропотрясающей опасности и преступной беспощадности. Первый том предлагаемой работы ставит себе целью разоблачить этих овец, считающих себя волками и принимаемых за таковых, - показать, что их блеяние лишь повторяет, в философской форме, представления немецких бюргеров, что хвастливые речи этих философских комментаторов только отражают убожество немецкой действительности. [43]
С благочестивая жизнь; 2) благоговение ( благоговейное отношение, pi - лигиозное чувство, набожность: г, deortim С благоговение перед богами; stimma feliglone caeriffioniaque С с величайшей и благоговейной торжественностью; 3) религий ( г. id est cultus deorum С); 4) тж. [44]
Для мира имеет значение тот факт, что в мире в образе ставшего нравственным человека проявляется воля к жизни, преисполненная чувством благоговения перед жизнью и готовностью самоотречения ради жизни. [45]