Cтраница 1
Частная благотворительность в Империи проявляется в форме раздачи нищим милостыни на руки деньгами, вещами и съестными припасами. [1]
Что касается частной благотворительности, то таковая, поскольку она является организованной в виде тех или иных обществ, заведений и касс, регламентируется особыми, утверждаемыми для них уставами и положениями, в коих определяются порядок управления, права и преимущества означенных установлений ( Уст. Содержащиеся в законе общие указания предусматривают лишь порядок учреждения сих установлений и наблюдения за их деятельностью со стороны администрации. В этом отношении действует правило, по которому предположения частных людей об устроении благотворительных заведений приводятся в действие местным начальством или ими самими не иначе, как с дозволения правительства ( Уст. [2]
Несомненно вредно отзывается отсутствие организации частной благотворительности и обычай подавать милостыню в определенные дни, в особенности по средам, пятницам и субботам. Такая же милостыня подается в дни свадеб, поминок и смерти. Этот обычай существует во многих губерниях и держится особенно крепко среди старообрядцев. [3]
В-пятых, иногда государство является коллективным нищим, как это имеет место в Голландии, где частная благотворительность, по-видимому, служит лишь для того, чтобы помогать лицам, скрывающим свою нужду, и уберечь их от стыда, который они испытывали бы, если бы им пришлось открыть свою бедность, и в меньшей степени - чтобы помогать при нужде, о которой заявлено и всем известно. [4]
По отношению к первому из этих способов борьбы надлежит признать необходимым учреждение целой сети учреждений призрения и непременно общественных; частная благотворительность в виде раздачи грошей и пятаков скорее вредна, чем полезна. Англия в 1894 г. затратила на дело общественного призрения 87 миллионов руб.; нам, конечно, далеко до Англии, но ведь смешно же, Б самом деле, утверждать, что существует общественное призрение в нашей Ковенской губ. Бакинской, где при 828 000 жителей имеется всего одна богадельня для пяти человек призреваемых. [5]
Формирование С образованием единого Российского государства и развитие госу - и по мере его укрепления наряду с церковной и дарственного при - частной благотворительностью в России начался зрения в России и стал набирать силу процесс оформления госу - ( XVI - первая дарственного призрения. [6]
Важно подчеркнуть, что Петр I являлся сторонником организации государственной социальной помощи, ориентировался на учреждения закрытого призрения, не поощрял традицию безразборчивой подачи милостыни, стремился подчинить установлениям государства общественную и частную благотворительность, что не способствовало ее развитию. [7]
Вместе с тем съезд нашел, что городские попечительства о бедных должны по возможности воздерживаться от призрения неимущих в форме раздачи ничтожных денежных пособий и приложить старания к тому, чтобы сделаться посредниками между частной благотворительностью и городом и центрами объединения отдельных частных благотворительных учреждений и обществ, без нарушения в чем-либо свободы деятельности последних. [8]
Мы нисколько не забываем, конечно, что политическая агитация среди крестьян представляет громадные трудности тем более, что отвлекать для нее революционные силы из городов и невозможно и нерационально, но мы не должны также упускать из ниду, что такие правительственные подвиги, как стеснение частной благотворительности, устраняют добрую половину этих трудностей и снимают с нас половину работы. [9]
Лица, близко принявшие к сердцу печальную судьбу несчастных глухонемых, поняли, что настало время, пришла необходимая пора создать такое центральное учреждение, которое, обладая известными полномочиями и средствами, поставило бы себе задачей не только оказание помощи глухонемым в широком значении этого слова, но и могло бы объединить, привести в одно стройное целое все то, что уже было сделано частной благотворительностью и затем развить, возможно широко, в будущем такое крупное и благое общественное дело, как попечение о глухонемых в России, согласно новейшим требованиям науки и современным условиям общественной жизни. [10]
И, общественная и частная благотворительность сводятся к социальному обеспечению. [11]
Полезным указанием г. Сипягина мы должны воспользоваться, а над наивностью его стоит посмеяться. Это, действительно, забавная наивность воображать, что подчинение частной благотворительности надзору и контролю губернатора затруднит возможность влияния неблагонадежных лиц на деревню. Настоящие благотворители никогда политическими целями не задавались, так что новые меры пресечения и обуздания падут всего больше на тех, кто для правительства наименее опасен. [12]
Но с особенной решительностью нападает циркуляр на частных благотворителей: по всему видно, что ведущие войну против голодающих администраторы наиболее важной позицией неприятеля считают частные кружки помощи, частные столовые и проч. Сипягин с прямотой, заслуживающей полной признательности, объясняет, почему эта частная благотворительность давно уже не давала спать министерству внутренних дел. Начиная с недорода 1891 и 1892 гг. и при всех последующих подобных же бедствиях, - гласит циркуляр, - нередко обнаруживалось, что иные благотворители наряду с оказанием материальной помощи жителям неблагополучных местностей стараются возбудить в их среде недовольство существующим порядком и ничем не оправдываемую требовательность по отношению к правительству. При этом не в полной мере удовлетворенная нужда, неизбежные при этом болезни и расстройства хозяйства создают весьма благоприятную почву для противоправительственной агитации, и такой почвой охотно пользуются неблагонадежные в политическом смысле лица для своих преступных целей под личиной помощи ближнему. [13]
В тесной связи с этим процессом дифференциации нуждающихся в истории всякого народа стоят три основные момента, определяющие собою главнейшие формы призрения бедных. Такими моментами являются: господство личного чувства милосердия и покоящаяся на таком чувстве частная благотворительность по отношению ко всем нуждающимся без различия; другим моментом, более поздним, выступает государственная репрессия как мера борьбы против нищенства, и наконец, еще позже, выступает третий момент - трудовое начало; этот последний момент, с одной стороны, устанавливает право бедного на призрение, с другой - налагает на общество обязанность оказывать такое призрение всем тем, кто или еще не подготовлен к трудовой деятельности, или временно лишен возможности осуществлять таковую, или, наконец, уже неспособен вовсе к ее осуществлению. [14]
Введен Нервой, активно развивался при Антонинах. Подобные фонды, как свидетельствуют надписи, организовывались в городах Италии на основе частной благотворительности. [15]