Cтраница 3
Вслед за пасхой по значимости идут так называемые двунадесятые праздники - рождество Христово, крещение господне, сретение, благовещение, преображение, рождество Богородицы, успение Богородицы, воздвижение Креста, вход Господен в Иерусалим или вербное воскресение, вознесение и троица. За двунадесятыми праздниками следует пять праздников, называемых великими: обрезание господне, рождество Иоанна Предтечи, праздник святых Иоанна и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи, покров Пресвятой Богородицы. Остальные праздники называются престольными. Это местные праздники, связанные с престолами - святым местом в храме, которое посвящено тому или иному святому. В Русской православной церкви широко распространены Николин день, Ильин день, день Казанской божьей матери и другие. [31]
Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию и затем церковь на Золотых воротах - святой Богородицы благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книга любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное. [32]
Приводим для образчика одно из этих писем: Свет мой братец Басенка, здравствуй батюшка мой на многая лета и паки здравствуй, Божиею и прееветыя Богородицы и твоим разумом и счастием победив агаряны, подай тебе Господи и впредь враги побеждати, а мне, свет мой, веры не имеется што ты к нам возв-ратитца, тогда веры пойму, как увижю во объятиях своих тебя, света моего. А что, свет мой, пишешь, чтобы я помолилась, будто я верна грешная перед Богом и недостойна, однако-же дерзаю, надеяся на его благоутробие, аще и грешная. [33]
Услышав о междоусобии промеже своими детьми, владыка Симеон испусти слезы из очию, повелел духовенству облечься в священные ризы и повеле крест Господень и пресвятыя Богородицы образ взяти, иде на мост, сопровождаемый сонмом духовенства. [34]
Через две недели по заключении договора Новгород был очищен, и 14 марта великие послы, Мезецкий и Зюзин, вошли в него с чудотворною иконою богородицы, взятой из Ху-тыня монастыря; за полверсты от города икону встретил митрополит Исидор с крестным ходом и со всем народом, с великим слезным рыданием и радостию; когда вошли все в Софийский собор, то послы митрополиту и всем людям государево милостивое слово сказали, о здоровье их от государя спрашивали и подали грамоту, в которой государь писал: О вас, богомольце нашем Исидоре митрополите, слышали мы от истинных сказателей, о вашем благоподвизательном страдании и о исправительном словесному стаду пастырстве, как вы за православную веру и за христианские души много раз многоболезненными постами и страданиями подвизались, многие ереси и неправды обличали, христианские души к свету благоразумия наставляли: многие христианские души, отпадшие от православной веры, которых насильники германского рода приводили к крестному целованию на королевское имя, прочих же в свою землю идти прельщали и понуждали, ты, добрый пастырь, со всем освященным чином, простерши духовную мрежу, уловили в нетленное благоразумие, многих своим учительством и наказанием душевно освободили, и это ваше о христианских душах многое попечение и усердие и страдание не будет забвенно пред богом. [35]
Ковалевская церковь, храм Василия Блаженного, собор Парижской богоматери, Успенский собор во Владимире, церковь Спаса Нередицы, церковь Покрова на Нерли, церковь Рождества Богородицы, собор Сан Марко ( Венеция), мавзолей Галлы Плацидии, Сикстинская капелла. [36]
Вслед за пасхой по значимости идут так называемые двунадесятые праздники - рождество Христово, крещение господне, сретение, благовещение, преображение, рождество Богородицы, успение Богородицы, воздвижение Креста, вход Господен в Иерусалим или вербное воскресение, вознесение и троица. За двунадесятыми праздниками следует пять праздников, называемых великими: обрезание господне, рождество Иоанна Предтечи, праздник святых Иоанна и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи, покров Пресвятой Богородицы. Остальные праздники называются престольными. Это местные праздники, связанные с престолами - святым местом в храме, которое посвящено тому или иному святому. В Русской православной церкви широко распространены Николин день, Ильин день, день Казанской божьей матери и другие. [37]
Лиссабона, близ к-рой в 1917, по уверениям местного духовенства, трем крестьянским детям 7 - 10 лет - Лучии, Франче-ско и Джацинте - будто бы явилась богородица. [38]
Исаакиевский собор, мавзолей Галлы Плацидии, Сикстинская капелла, собор Парижской Богоматери, Троице-Сергиева лавра, Успенский собор во Владимире, храм Василия Блаженного, церковь Покрова на Нерли, церковь Роукдества Богородицы, церковь Святой Софии, церковь Спаса Нере-дицы. [39]
Съездивши к Троице и в Саввин монастырь, царь 10 мая осмотрел на Девичьем поле всех ратных людей, которые должны были идти с ним в поход; 15 мая отпущена была в Вязьму иверская икона богородицы, и в тот же день отправились туда воеводы передового и ертаульного полка; на другой день выступили воеводы большого и сторожевого полка; 18 мая выступил сам царь. Дворовыми воеводами при нем были бояре - Борис Иванович Морозов и Илья Данилович Милославский; в большом полку бояре - - князь Яков Ку-денетович Черкасский и князь Семен Васильевич Прозоровский; в передовом полку - князь Никита Иванович Одоевский да князь Федор Юрьевич Хворостинин; в сторожевом - князь Михаила Михайлович Темкин-Ростовский, да Василий Иванович Стрешнев. Государева полка сотенные головы и начальные люди с полками, головы стрелецкие с приказами собирались с утра на Девичьем поле, откуда шли сотнями через дворец: здесь из окна столовой избы патриарх кропил их святою водою. В воротах, через которые шел государь, по обе стороны сделаны были рундуки большие ступенями и обиты красным сукном; на рундуках стояло духовенство и кропило государя и ратных людей святою водою. Это главное войско отправилось на запад, по Смоленской дороге; Трубецкому из Брянска велено было идти в Малороссию и, соединившись там с Хмельницким, ударить на польские области; с своей стороны Хмельницкий отрядил в Белоруссию 20 000 Козаков под начальством наказного гетмана Ивана Никифоровича Золотаренка. [40]
Это мы писали не для того, чтобы их укорять, но да не хвалятся неразумные в безумии своем, говоря: Мы своим оружием избавили Русскую землю, но воздадут славу богу и пречистой его матери Богородице, ибо он нас спас, и отринут это безумие, и творят битву за битвой и доблесть за доблестью ради православного христианства против басурманства, чтобы воспринять в этой жизни от бога милость и похвалу, а в том мире венчаться нетленными венцами бога-вседержителя и обрести царство небесное. Да получим и мы, грешные, это царство по молитвам Богородицы. [41]
Даже от вышней и от всемогущей, все в себе содержащей, десницы божьей, которой цари царствуют и которой великие славятся и могучие, возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя великого князя, православного христианского царя и владыки всех, браздодержателя святых божьих престолов, святой вселенской соборной апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного ее Успения, кагорыи вместо римского и константинопольского владык воссиял. Ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова-града, церковные двери внуки агарян секирами и оскордами рассекли. И вот теперь третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится. [42]
Преподобный Нестор, говоря о победе, одержанной сим великим государем над печенегами при Василеве, о сооружении в оном церкви и о празднествах, данных в Василеве, потом в Киеве, свидетельствует о сих последних так: Сотвори ( в Василеве) праздник велик, варя триста вар меду, и созываше бояры своя, и посадники, и старейшины по всем градом и люди многи, и разда убогим триста гривен, и праздновав осм дний, князь возвращается ( в Киев) ко Успению Святой Богородицы, и ту паки сотворяше праздник велик, созывая бесчисленное множество народа. Видяще люди, христианы сущие, радовашеся душою и телом, и тако во вся лето творяше, бебо любя словеса книжна. Слыша бо единое Евангелие чтомо: Блажени милостиви, яко тии помилованы будут. [43]
В первую половину жизни - бродяга и вор, в 1948 приговорен к пожизненному заключению, отмененному по ходатайству литераторов. Богородица в цветах ( 1942), Чудо розы ( 1946), документальном Дневнике вора ( 1949 - 50) - своеобразная, использующая приемы черного гротеска героизация преступления; в подтексте - тема искупления отверженных. В драмах Служанки ( 1947), Балкон ( 1956), Ширмы ( 1961) в духе абсурда драмы утверждает всеобщность разрушения и поругания, демонстрируя своего рода ритуалы социального переворачивания: замкнутый мирок мстительной злобы униженных зеркально отражает большой мир власти и лицемерия. [44]
Точное местонахождение монастыря на Руси не указано, но по датировке послания январем 1242 г. можно предполагать, что он располагался в Киеве, разгромленном татарами в 1240 г. Очевидно, это тот же монастырь пресв. Богородицы в Киеве, который в первой половине 1220 - х годов возглавил польский доминиканец Гиацинт ( Иакинф) ( по-польски - Яцек), как о том сообщается в его житии - Житии св. [45]