Cтраница 1
Общая педагогика - базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. [1]
В общей педагогике, в основном применительно к школьному процессу, смысл этих понятий раскрыт довольно четко. [2]
Для дидакта общая педагогика представляет собой важнейшее исходное поле деятельности в области теории педагогики; отсюда - данный экскурс в область общей педагогики. [3]
Основная задача общей педагогики состоит не в развитии практических навыков, а в формировании способности педагогического мышления - способности воспринимать педагогические явления в их проблематичности, научно обоснованно разрешать педагогические проблемы и овладевать ими на практике. Подобный подход к студенту, которого следует подвести к такой позиции и к такому взгляду на данную проблематику, свидетельствует о всей сложности этой задачи. [4]
Проблема воспитания цельной личности хорошо известна в общей педагогике. Важный вклад в понимание ее внес А. С. Макаренко, ратовавший за такое воспитание, которое ориентируется не на элементы и частности, а на формирование целостной личности. [5]
Многие исследователи в нашей стране и за рубежом рассматривают социальную педагогику как составную часть общей педагогики. [6]
Для того чтобы рассмотреть аспект ступеней дидактических процессов в теоретическом плане, нам следует исходить из позиций общей педагогики, так как ступенчатость - основная черта педагогических процессов развития. [7]
Для дидакта общая педагогика представляет собой важнейшее исходное поле деятельности в области теории педагогики; отсюда - данный экскурс в область общей педагогики. [8]
С 2001 года во ВГИПА работает специализированный Диссертационный совет К 212.030.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальностям: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. В 2001 г. в нем успешно прошли защиты 14 кандидатских диссертаций аспирантами и соискателями ВГИПА по этим специальностям. В первой половине 2002 г. успешно защищены 12 кандидатских диссертаций. Среди защитившихся - 6 молодых преподавателей нашего вуза, окончившие досрочно аспирантуру, соискатели из Москвы, С. Петербурга, Серпухова, Пермской области, Кстово, Перевоза и других городов страны. [9]
Из опубликованных в эти годы работ И.Ф. Гербарта заслуживают особого упоминания две: Эстетическое представление о мире как главная задача воспитания ( 1804), где как бы в свернутом виде были представлены идеи, которые были детально рассмотрены в опубликованном в 1806 г. фундаментальном сочинении - Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. [10]
Отраслью общей педагогики выступают профессиональная педагогика, если речь идет о подготовке новых рабочих, переподготовке и повышении квалификации работников в системе учебных заведений, а также производственная педагогика, связанная с воспитательной работой в коллективе и через коллектив и находящаяся на стыке социологии труда и профессиональной педагогики. [11]
Следует строго различать теорию общего образования, в более широком смысле теорию содержания образования, и теорию учебных программ. Первой занимается общая теория образования и особенно общая педагогика, последняя является важной составной частью дидактики. [12]
В данном случае затруднение вызывается необходимостью способствовать осознанию проблем, когда точка зрения на эти проблемы еще недостаточно разработана. Студенту первого семестра трудно понять собственную постановку проблем общей педагогики. [13]
Положение в этой области меняется: работает Совет по проблеме школьного учебника при Президиуме АПН СССР, имеется специализированная лаборатория в НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, проблема школьного учебника исследуется в секторе дидактики НИИ общей педагогики АПН СССР. [14]
Но каким образом общее в педагогике может быть познано и доведено до сознания студентов как общее, оставаясь в сфере только абстрактного общего. Из теории познания известно, что общее может быть раскрыто и сделано доступным в том случае, если исходить из его конкретных взаимосвязей. Преподаватель общей педагогики имеет перед собой задачу - путем анализа конкретных явлений выделить общие постановки педагогических проблем и накопленный опыт таким образом, чтобы постановка теоретических общепедагогических проблем сохранялась, чтобы она была углублена и лишь как таковая вообще доведена до сознания студентов. Следовательно, изложение общепедагогических вопросов в процессе преподавания представляет собой в первую очередь гносеологическую и, кроме того, дидактико-мето-дическую проблему. Еще не разработана методика изложения общепедагогического опыта. Но для развития педагогики высшей школы проблема методического овладения педагогическими проблемами имеет такое же значение, как и для остальных научных дисциплин. [15]