Cтраница 2
А вот биография другого проповедника - бродячего философа Перегрина - более сложна. [16]
Каждому, кто по собственному опыту знал начальный период европейского рабочего движения, вспомнятся десятки подобных примеров. В настоящее время такие крайности, чо меньшей мере в крупных центрах, стали невозможны, но в отдаленных местностях, где движение завоевывает новую почву, такой Перегрин в миниатюре может еще рассчитывать на временный и ограниченный успех. И если и в рабочую партию во всех странах проникают всевозможные элементы, которым нечего ожидать от официального мира или чья песенка в нем уже спета - противники оспопрививания, поборники трезвости, вегетарианцы, антививисекционисты, врачи-на-туралисты, проповедники свободных общий 492, растерявшие свои общины, авторы новых теорий о происхождении мира, бесплодные или неудачливые изобретатели, жертвы действительных или мнимых несправедливостей, прозванные бюрократами никчемными сутяжниками, честные глупцы и бесчестные обманщики - то так же обстояло дело и с первыми христианами. Все те элементы, которые высвободил, то есть выбросил за борт, процесс разложения старого мира, одни за другими попадали в сферу притяжения христианства, как единственного элемента, который противостоял этому процессу разложения ибо само христианство было его собственным неизбежным продуктом - и который поэтому сохранялся и рос, тогда как другие элементы были только мотыльками-однодневками. [17]
Малой Азии и Сирии; на Балканском же полуострове в этот период известны христианские общины лишь в нескольких городах ( Коринфе, Филиппах, Фессалониках) Судя по рассказу Лукиана о Перегрине, примкнувшем к христианам в Палестине, там во II в. [18]
О том, что Джойя не был первым, говорят хотя бы упоминание о компасе монаха ордена святого Альбана в 1187 году, стихи поэта Гюйо Прованского, написанные в 1206 году, и размышления Пьера Перегрина, датируемые 1269 годом. [19]
Одним из наших лучших источников о первых христианах является Лукиан из Самосаты, этот Вольтер классической древности, который одинаково скептически относился ко всем видам религиозных суеверий и у которого поэтому не было ни религиозно-языческих, ни политических оснований относиться к христианам иначе, чем к любому другому религиозному объединению. Напротив, он их всех осыпает насмешками за их суеверие - почитателей Юпитера не меньше, чем почитателей Христа; с его плоско-рационалистической точки зрения и тот и другой вид суеверий одинаково нелепы. Упомянутый Перегрин в молодости начал свою карьеру в Армении с прелюбодеяния, был пойман на месте преступления и согласно местному обычаю подвергнут самосуду. Счастливо спасшись бегством, он задушил в Парии своего отца и вынужден был скрыться. [20]
Христиане не скрывали свою приверженность новому вероучению: активная миссионерская деятельность, проповедь благой вести как можно большему числу людей были органически присущи христианству. Рассказывая о философе Перегрине, который был заключен в тюрьму, так как одно время играл руководящую роль в христианской общине, Лукиан писал: Уже с самого утра можно было видеть у тюрьмы каких-то старух, вдов, детей-сирот. [21]
В 1269 году некий Пьер Перегрин из Марикурта во время вынужденного безделья при осаде небольшого итальянского городка Люцера написал книжку Письма о магните, в которой собрана масса наблюдений о магните, накопившихся до него и сделанных лично им. Перегрин впервые говорит о полюсах магнитов, о притяжении ( совокуплении) разноименных полюсов и отталкивании одноименных, об изготовлении искусственных магнитов, о проникновении магнитных сил через стекло и воду, о компасе. Причину притяжения южного и северного полюсов Перегрин и его последователи объясняли довольно туманно: Южная часть притягивается той, которая имеет свойства и природу севера, хотя они обе имеют одну и ту же специфическую форму. Однако это не исключает некоторых свойств, существующих более полно в южной части. [22]
Кто-то рассказывал, что сам видел Перегрина после сожжения в венке из священной маслины и в белой одежде: людям так хотелось верить, что мученическая смерть приводит к бессмертию. Эта история показывает, что христиане уже не стояли особняком: к ним присоединялись и от них уходили люди, проповедовавшие сходные идеи, привнося их в христианство и в свою очередь что-то заимствуя от него. [23]
А вот биография другого проповедника - бродячего философа Перегрина - более сложна. Во время своих скитаний, сообщает Лукиан, Перегрин встретился с христианами, сделался и пророком, и главой общины, и руководителем собраний - словом, один был всем. Что касается книг, то он толковал, объяснял их, а многие сам сочинил. За приверженность христианству Перегрин был посажен в тюрьму, но затем освобожден. Впоследствии у Перегрина произошел конфликт с христианами, и он начал проповедовать самостоятельно. Будучи в Риме, он выступал с нападками на императора, за что был выслан из столицы; в Греции он пытался убедить греков поднять восстание против римлян. В конце концов Перегрин публично кончил жизнь самоубийством: он зажег большой костер и бросился в него. Перед смертью он заявил, что делает это ради того, чтобы научить людей презирать смерть и мужественно переносить несчастье. [24]
До сих пор неизвестно, кто первым установил намагниченную иглу на точку вращения и поставил в коробку, чтобы получился компас. Полагают, что впервые сделали это китайцы, после чего это изобретение переняли у них арабы, а те, в свою очередь, передали его европейцам. Но трудно сказать, так ли это было на самом деле и не является ли это легендой. В любом случае в XII веке компасом уже активно пользовались в Европе, и в 1269 году его подробно описал французский ученый, известный под латинизированным именем Пьер Перегрин. Перегрин назвал тот конец, который указывает на север, северным полюсом, а противоположный - южным полюсом. [25]
До сих пор неизвестно, кто первым установил намагниченную иглу на точку вращения и поставил в коробку, чтобы получился компас. Полагают, что впервые сделали это китайцы, после чего это изобретение переняли у них арабы, а те, в свою очередь, передали его европейцам. Но трудно сказать, так ли это было на самом деле и не является ли это легендой. В любом случае в XII веке компасом уже активно пользовались в Европе, и в 1269 году его подробно описал французский ученый, известный под латинизированным именем Пьер Перегрин. Перегрин назвал тот конец, который указывает на север, северным полюсом, а противоположный - южным полюсом. [26]
В острых диалогах ( Разговоры богов, Разговоры в царстве мертвых, Зевс трагический, Зевс уличаемый, Собрание богов и др.) он зло высмеивал с рациона-листич. Обрушиваясь на веру в божеств, промысл, он доказывал, что на этом большом корабле, называемом миром, все идет шиворот-навыворот. Его памфлет О скорби направлен против веры в загробное существование. В повествовании О смерти Перегрина он живо описал тип христ. [27]
В христианских легендах о мучениках, погибших во времена гонений, упоминаются рабы и вольноотпущенники. Известно, что бывшим рабом являлся руководитель христианской общины Рима Каллист. Для таких людей по-прежнему не было выхода в реальной жизни, и поэтому идея равенства перед богом по-прежнему их привлекала, а возможность получения помощи от богатых собратьев по вере мирила многих бедняков с нарождавшимся внутри общин неравенством. Невзирая на конфликты внутри христианских групп, христиане активно приходили на помощь своим попавшим в беду собратьям; Лукиан в упоминавшейся уже истории Перегрина рассказывает, что, когда тот находился в тюрьме в Палестине, к нему прибыли посланцы даже от малоазийских христиан, чтобы замолвить за него словечко на суде и утешить его. Разумеется, это не могло не привлекать к христианам людей, стоявших на нижних ступенях общественной лестницы, которым трудно было рассчитывать на чью-либо помощь. [28]
А вот биография другого проповедника - бродячего философа Перегрина - более сложна. Во время своих скитаний, сообщает Лукиан, Перегрин встретился с христианами, сделался и пророком, и главой общины, и руководителем собраний - словом, один был всем. Что касается книг, то он толковал, объяснял их, а многие сам сочинил. За приверженность христианству Перегрин был посажен в тюрьму, но затем освобожден. Впоследствии у Перегрина произошел конфликт с христианами, и он начал проповедовать самостоятельно. Будучи в Риме, он выступал с нападками на императора, за что был выслан из столицы; в Греции он пытался убедить греков поднять восстание против римлян. В конце концов Перегрин публично кончил жизнь самоубийством: он зажег большой костер и бросился в него. Перед смертью он заявил, что делает это ради того, чтобы научить людей презирать смерть и мужественно переносить несчастье. [29]
Следовательно, если дать магниту возможность двигаться по кругу и не мешать ему, то он при соответствующей конструкции реализует эту возможность. Насколько можно судить по схеме, двигатель состоит из двух частей - подвижной и неподвижной. Таким образом, стержень может двигаться по окружности подобно стрелке часов. Неподвижная часть представляет собой два кольца - наружное а и внутреннее Ь, между которыми находится магнитный материал с внутренней поверхностью в форме косых зубцов. На подвижном магните, установленном на стержне, написано северный полюс ( pol. Отметим, кстати, что Перегрин первый установил два вида магнитного взаимодействия - притяжение и отталкивание и ввел обозначения полюсов магнита - северный и южный. [30]