Cтраница 3
А вот биография другого проповедника - бродячего философа Перегрина - более сложна. Во время своих скитаний, сообщает Лукиан, Перегрин встретился с христианами, сделался и пророком, и главой общины, и руководителем собраний - словом, один был всем. Что касается книг, то он толковал, объяснял их, а многие сам сочинил. За приверженность христианству Перегрин был посажен в тюрьму, но затем освобожден. Впоследствии у Перегрина произошел конфликт с христианами, и он начал проповедовать самостоятельно. Будучи в Риме, он выступал с нападками на императора, за что был выслан из столицы; в Греции он пытался убедить греков поднять восстание против римлян. В конце концов Перегрин публично кончил жизнь самоубийством: он зажег большой костер и бросился в него. Перед смертью он заявил, что делает это ради того, чтобы научить людей презирать смерть и мужественно переносить несчастье. [31]
Маркион, по-видимому, впервые выдвинул идею необходимости отбора священных книг - именно для того, чтобы изгнать из христианства неугодные ему идеи и чтобы сплотить все христианские группировки. Он создал собственное евангелие ( на основе Евангелия от Луки) и распространял отредактированные им десять посланий Павла. Он написал также сочинение Антитезы, в котором обосновал сущность своего учения и оправдывал свое произвольное обращение с уже созданными священными книгами тем, что они были искажены, а он возродил подлинный, боговдохновенный текст. Это утверждение Маркиона, как и его собственная редакторская деятельность, между прочим, еще раз доказывает, что различные переделки, вставки, изменения в христианских сочинениях были достаточно распространены во II в. Недаром Цельс упрекал христиан в том, что они по многу раз переделывали свои священные книги, а Лукиан называл бродячего философа-киника Перегрина автором многих христианских книг. [32]
Склонный к ереси францисканский монах Роджер Бэкон, более 20 лет проведший в тюрьмах, писал в XIII веке: Расскажу о дивных делах природы, в которых нет ничего волшебного. Мы увидим, что все могущество магии ниже этих дел и недостойно их. Можно сделать устройства, плывущие без гребцов, суда речные и морские, плывущие при управлении одним человеком скорее, чем если бы наполнены были людьми. Также могут быть сделаны колесницы без коней, движущиеся с необычайной скоростью... Можно сделать летательные аппараты: человек, сидящий в средине аппарата, с помощью некоторой машины двигает крыльями наподобие птичьих... Пьер Перегрин писал: Для изучения неизведанного нам крайне необходимо ручное производство, без которого невозможно завершить что-либо нужным образом. [33]
А вот биография другого проповедника - бродячего философа Перегрина - более сложна. Во время своих скитаний, сообщает Лукиан, Перегрин встретился с христианами, сделался и пророком, и главой общины, и руководителем собраний - словом, один был всем. Что касается книг, то он толковал, объяснял их, а многие сам сочинил. За приверженность христианству Перегрин был посажен в тюрьму, но затем освобожден. Впоследствии у Перегрина произошел конфликт с христианами, и он начал проповедовать самостоятельно. Будучи в Риме, он выступал с нападками на императора, за что был выслан из столицы; в Греции он пытался убедить греков поднять восстание против римлян. В конце концов Перегрин публично кончил жизнь самоубийством: он зажег большой костер и бросился в него. Перед смертью он заявил, что делает это ради того, чтобы научить людей презирать смерть и мужественно переносить несчастье. [34]
В качестве примера первого он приводит учение о страшном суде: Нелепо с их стороны думать, что когда бог, как повар, разведет огонь, то все человечество изжарится, а они одни останутся, притом не только живые, но и давно умершие вылезут из земли во плоти, вся эта надежда червей. По его поводу Цельс говорит, что это давно было сказано; таково, в частности, было убеждение Платона. Там говорится, например, что христиане почитают голову осла, убивают младенцев, предаются отвратительной похоти. Антихристианских авторов поражает, что эти люди питают друг к другу любовь, не будучи даже между собою знакомы... Цецилий, от имени которого произносятся эти обвинения, призывает к полному уничтожению христиан. Вероятно, Минуций Феликс отобрал из антихристианской литературы наиболее нелепые обвинения, которые легче всего было опровергнуть, но что такие обвинения действительно бытовали, подтверждает и Тертул-лиан в Апологии, когда говорит об издевательском изображении христианского бога в виде человека с ослиными ушами, с копытом на одной ноге. Птак, снисходительное презрение, рационалистическая критика, фантастические обвинения - таков был диапазон восприятия христианства его античными противниками. Правда, не следует преувеличивать удельный вес этой антихристианской литературы. Лукиан высмеивал различных лжепророков и проповедников ( например, уже упоминавшихся мной Александра и Перегрина) гораздо язвительнее, чем христиан. Цельс, чтобы скомпрометировать христиан, сопоставляет их со служителями Митры, людьми верующими в явление Гекаты ( божество подземного мира) или другого демона... Христиане, с его точки зрения, подобны им. Таким образом, христианство воспринималось лишь как одно из многих вредных суеверий, с которым, однако, уже необходимо было бороться. [35]