Cтраница 3
Понимание нормального как общепринятого и широко распространенного вело Дюркгейма к парадоксальным заключениям, а порой и к релятивизму. Так, преступление, встречавшееся во всех или в большинстве обществ, рассматривалось им как нормальное явление. Напротив, рост числа самоубийств в конце XIX века и некоторые типы экономического кризиса квалифицировались как патологические. [31]
Развивая взгляды Дидро и Кондорсе на назначение общества, С. Лучшее общественное устройство - это то, которое делает жизнь людей, составляющих большинство общества, наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей ( Избр. [32]
При этом, конечно, представители господствующего класса причислялись к высшей расе, а эксплуатируемое большинство общества - к низшей. [33]
В государственных и коммерческих организациях мира существует множество форм вознаграждения работника за его физический и интеллектуальный труд. Вознаграждение представляет собой выплату денег человеку за его работу и является необходимым условием существования его лично и его семьи в большинстве обществ. Формула труд в обмен на деньги практикуется человечеством с незапамятных времен. [34]
Февр, но по настоящему оно развернулось лишь с 60 - х годов. Исследование ментальностей, - подчеркивает А.Я. Гуревич, - большое завоевание Новой исторической науки, открывшей новое измерение истории, пути к постижению сознания молчаливого большинства общества, тех людей, которые образуют его основу, но которые, по сути дела, были исключены из истории. В советской исторической науке этим совсем не занимались, чему препятствовал исторический материализм с его ориентацией исключительно лишь на экономику. [35]
Недостатком концепции Джонсона является представление о том, что обычному состоянию обществ присуща некая естественная гармония или равновесие. Это, очевидно, далеко не так. Жизнь большинства обществ, особенно в современных условиях, проходит в напряжении и рассогласованиях различного рода без всякой при этом склонности к революциям. Кроме того, Джонсон практически не обращает внимания на фактическое содержание идей, вдохновляющих революционеров. Люди не становятся революционерами только потому, что социальная система оказалась в состоянии напряжения. Мы не сможем понять современных революций, если за импульсами к созданию новых форм социального порядка не увидим совершенно однозначного влияния призывов к свободе, демократии и равенству. И, наконец, теория Джонсона не в состоянии удовлетворительно объяснить, почему революции стали столь распространенным явлением в современную эпоху, хотя ранее они были практически неизвестны. [36]
Право образовывать группы взаимопомощи далеко не всегда было закреплено законодательно. В большинстве обществ шла борьба за право образовывать группы согласно свободно выбранным интересам и целям. [37]
Среди круга отношений, связывающих родственников, прежде всего выделяется семейное родство. Практически во всех обществах мы можем выделить то, что социологи и антропологи называют нуклеарной семьей, состоящей из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. В большинстве обществ традиционного типа, даже при отсутствии кланов, нуклеарные семьи являются только частью обширной сети родственных отношений. Когда родственники, не являющиеся супружеской парой с детьми, живут вместе либо находятся в близком контакте, мы говорим о расширенной семье. Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга. Она может включать бабушек, дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и племянниц. [38]
Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. В данном случае она определяется как группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности. Семейные функции в большинстве обществ мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. И если кто-то попытается описать все возможные формы семейной жизни, то он увидит, что каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи. [39]
Специфика либерального общества состоит лишь в том, что конкурирующие между собой группировки господствующего класса имеют в своем арсенале одно такое оружие, которого они лишены в авторитарном обществе - голоса избирателей. При этом политическая система сложившегося, зрелого либерального общества всегда устроена гак, что любой кандидат и любая политическая организация, победившие на выборах, обязательно окажутся лоббистами той или иной группировки господствующего класса; действительно антисистемные организации с неизбежностью либо отсеются, либо трансформируются, срастутся с господствующим классом еще в процессе избирательных кампаний. Следовательно, либерализм так же обеспечивает авторитарное управление большинством общества со стороны господствующего класса, как и вообще всякая эксплуататорская государственность. [40]
Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. [41]
Демократическая сущность социализма проявляется и в организации политического строя, системе демократии, форме государства. Рабочий класс устанавливает их не насильственно применительно к большинству общества. Пролетарская демократия как принцип всей социалистической политической, надстройки становится добровольно избранным и принятым большинством общества принципом. Социально и политически враждебному меньшинству, лишенному политических и экономических привилегий, государственной власти, этот принцип навязывается насильственно, если данное меньшинство с ним не соглашается. [42]
Буржуазия - это общественный класс, имеющий следующие привиаки: является собственников основных средств производства и существует за счет эксплуатации наемного труда посредством присвоение прибавочной стоимости, создаваемой неоплаченным трудом наемных работников. Другим источником обогащения буржуазии является эксплуаташя потребителе. Буржуа как разрозненные носители птих признаков были и есть в большинстве обществ, не нкекщих прямого отношения к капитализму ( исключал тольг. Однако как общественный класс они оформляются одновременно со становлением капиталистического способа ггропз-поастеа. ЭУОТ процесс шел крайне неравномерно. [43]
Однако на всем протяжении существования эксплуататорских государств вооруженные отряды составляют костяк и силу эксплуататорских государств. Это естественно, если учесть, что социальное назначение эксплуататорских государств заключается в первую очередь в подавлении угнетенных классов, которые составляют большинство общества. Хотя основное назначение армии - осуществление некоторых внешних функций, в то же время она широко используется господствующими классами и в качестве карательной силы внутри государства. [44]
Являясь общесоциологическим, закон возвышения потребностей действует на всех этапах развития общества, хотя конкретные формы его проявления неодинаковы в различных общественно-экономических формациях. В условиях антагонистического общества качественное и количественное возвышение потребностей трудящихся масс осуществляется вопреки воле господствующих классов, хотя действие закона возвышения потребностей оказывается зависимым от экономических интересов последних. В этих условиях доминируют потребности правящих слоев, которые к тому же стремятся навязать народу потребности, выгодные самим. Особенность проявления закона возвышения потребностей в этом случае состоит в том, что все глубокие преобразования в потребностях большинства общества происходят вследствие ожесточенной классовой борьбы. [45]