Cтраница 3
Общественный прогресс предполагает две формы развития - революционную и эволюционную. Человечеству известно много примеров революционного перехода общества от низших социально-экономических формаций к высшим. Нередко революционным путем шло становление буржуазных производственных отношений. Не исключены революции в капиталистическом обществе. Определенную роль в формировании революционной ситуации и проведении революционных преобразований играют финансы. [31]
Подобно тому как успехи социализма силой примера демонстрируют его превосходство, точно так же Коммунистическая партия Советского Союза силой своего примера, непоколебимой верностью марксистско-ленинскому учению, его творческим применением и непрерывным развитием служит образцом для революционных движений всего мира. Ныне, в эпоху исторического революционного перехода человечества от капитализма к социализму, борьба принимает все более сложные формы, идеологическое противоборство усиливается, появляются новые разновидности вируса оппортунизма. В этих условиях сила ленинского примера КПСС имеет исключительно важное и поистине великое историческое значение. Ее деятельность может служить образцом, ибо Коммунистическая партия Советского Союза всегда стояла и стоит на страже чистоты основы основ идеологии рабочего класса - революционной сущности марксизма-ленинизма. [32]
В действительности общественно-экономические отношения оказывают решающее воздействие на направленность социального механизма движущих сил, вызывающих НТР, и воздействуют на конкретные условия ее протекания и социальные последствия. Особенность НТР в том, что она происходит в эпоху революционного перехода от капитализма к социализму. Социальные последствия ее становятся сегодня все более ощутимыми, и это показывает, что она в конечном итоге ведет к укреплению позиций социализма. [33]
Конкретно-исторические условия перехода к социализму в различных странах неодинаковы. Однако, как показывает опыт Советского Союза и других социалистических стран, революционный переход от капитализма к социализму совершается на основе общих закономерностей, присущих всем странам, вступающим на путь социализма. [34]
Во-вторых, принадлежность к народу зачастую жестко связывают с обязательной прогрессивной направленностью деятельности той или иной социальной группы. На этом основании, например, включают в состав народа буржуазию эпохи революционного перехода к капитализму в той или иной стране, но тут же исключают из оного буржуазию, утвердившуюся в своем господстве. При этом молчаливо исходят из того, что народ, народные массы способны только на прогрессивные по своему характеру действия. [35]
XXV съезд партии Ленина является выдающимся событием, крупной вехой на пути революционного перехода народов мира к социализму, на пути осуществления величайшей мечты человечества - построения коммунистического общества. [36]
На практике была доказана высокая эффективность антикризисной политики государства. Итак, в 30 - е годы на Западе назрел и был осуществлен подлинно революционный переход к совершенно новому хозяйственному механизму регулирования национальной экономики, призванному спасти господствующую социально-экономическую систему от гибельных потрясений. [37]
Однако критика капитализма Д. И. Менделеевым ничем не отличается от той, которую В. И. Ленин называл сентиментальной, ибо Менделеев пытался найти лишь пути для смягчения отрицательных сторон капитализма, найти способы к обузданию его, подчас неумеренных, аппетитов ( стр. Ему осталась не только совершенно чужда, но даже и враждебна мысль о революционном переходе от капиталистического способа производства к социалистическому. [38]
Развитие научно-технической революции, усиление государственно-монополистического регулирования, известный рост на этой основе производства неизбежно ведут ко все большему обобществлению производства в империалистических государствах, к обострению классовых противоречий, серьезным изменениям в расстановке социальных и политических сил. В этом заключаются объективные условия дальнейшего роста антиимпериалистических сил, призванных под руководством рабочего класса осуществить революционный переход от капитализма к социализму. [39]
Диалектику авторы Святого семейства рассматривают как неотъемлемое свойство самих объективных процессов развития материального мира, отражающееся в мышлении. Поэтому общественные явления анализируются в Святом семействе в их диалектическом движении, выявляются присущие им внутренние противоречия как источник этого движения, их борьба как предпосылка революционного перехода к новому качеству. [40]
В ряде работ, написанных в 1895 - 1913 годах ( Проект и объяснение программы социал-демократической партии ( 1895 - 1896), Китайская война ( 1900), Уроки кризиса ( 1901), Внутреннее обозрение ( 1901), Концентрация производства в России ( 1912), К вопросу о некоторых выступлениях рабочих депутатов ( 1912), Рост капиталистического богатства ( 1913), Отсталая Европа и передовая Азия ( 1913), Исторические судьбы учения Карла Маркса ( 1913) и других), Ленин вскрывал и анализировал отдельные черты, характерные для эпохи империализма: концентрацию производства и рост монополий, вывоз капитала, борьбу за захват новых рынков и сфер влияния, интернационализацию хозяйственных отношений, паразитизм и загнивание капитализма, рост противоречий между трудом и капиталом и обострение классовой борьбы, создание материальных предпосылок для революционного перехода к социализму. В статье Марксизм и ревизионизм ( 1908) Ленин писал: Картели и тресты, объединяя производство, в то же время усиливали на глазах у всех анархию производства, необеспеченность пролетариата и гнет капитала, обостряя таким образом в невиданной еще степени классовые противоречия. Что капитализм идет к краху - ив смысле отдельных политических и экономических кризисов и в смысле йодного крушения всего капиталистического строя, - это с особенной наглядностью и в особенно широких размерах показали как раз новейшие гигантские тресты ( Сочинения, 5 изд. [41]
Безграничные варианты соотношения общего и особенного в историческом развитии отдельных стран, а также многообразие форм социально-экономических укладов в развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки вызывают у представителей позитивизма попытки ставить под сомнение диалектико-материалистическое учение о типах экономической, политической и правовой организации общества. Позитивисты фактически отвергают объективные закономерности исторического развития классового общества и его политической и правовой систем. Их конечной целью является отрицание общих закономерностей революционного перехода от капитализма к коммунизму. [42]
Упрочение сил социализма оказывает все большее влияние па соотношение классовых сил в буржуазном мире. Под влиянием растущих классовых противоречий все более создаются и субъективные условия для революционного перехода к социализму. [43]
Упрочение сил социализма оказывает все большее влияние на соотношение классовых сил в буржуазном мире. Под влиянием растущих классовых противоречий все более создаются и субъективные условия для революционного перехода к социализму. [44]
Однако никакие нововведения не меняют эксплуататорской сущности капитализма, никакие маневры не могут излечить его от присущих ему коренных пороков и неразрешимых противоречий. Развитие научно-технической революции, усиление государственно-монополистического регулирования, известный рост на этой основе производства неизбежно ведут ко все большему обобществлению производства в империалистических государствах, к обострения) р лассовых противоречий, серьезным изменениям в расстановке социальных и политических сил. В этом заключаются объективные условия дальнейшего роста антиимпериалистических сил, призванных под руководством рабочего класса осуществить революционный переход от капитализма к социализму. [45]