Cтраница 1
Подводные переходы трубопроводов через крупные водные преграды, при ширине реки в межень более 75 м, строятся, как минимум, в двухниточном исполнении. Условия сооружения и эксплуатации переходов трубопроводов через водные преграды и практическая невозможность ремонта подводной части перехода ( дюкера) определяют соответствующую жесткость требований, предъявляемых к качеству работ по сооружению подводных переходов. [1]
Подводные переходы трубопроводов относятся к наиболее ответственным участкам этих сооружений, поэтому к их надежности предъявляются особые требования, так как даже незначительные повреждения подводных переходов с потерей герметичности приводят к тяжелым экологическим последствиям. [2]
Подводные переходы трубопроводов через водные преграды проектируются на основании данных гидрологических, инженерно-геологических и топографических изысканий с учетом условий эксплуатации в районе строительства ранее построенных подводных переходов, существующих и проектируемых гидротехнических сооружений, влияющих на режим водной преграды в месте перехода, перспективных дноуглубительных и выправительных работ в заданном районе пересечения трубопроводом водной преграды и требований по охране рыбных ресурсов. [3]
Строительство подводных переходов трубопроводов способом ННБ, в зависимости от характеристики водных преград, типа используемых буровых установок, технологии бурения, конструктивных параметров бурового оборудования и протаскиваемого трубопровода ( длины криволинейного участка, диаметра и др.), осуществляется по различным технологическим схемам, имеющим определенные различия. [4]
На подводных переходах трубопроводов, транспортирующих такие агрессивные и токсичные продукты, как аммиак, газ или нефть с большим содержанием сероводорода, используется надежная, но дорогостоящая конструкция труба в трубе, в которой рабочий трубопровод находится внутри кожуха. Межтрубное пространство обычно заполняется инертным газом ( азотом) или водой с ингибитором коррозии. Такая конструкция позволяет при повреждении только внутреннего трубопровода или кожуха исключить попадание продукта в реку или водоем. [5]
Схема модели русла. [6] |
Оптимальный вариант подводного перехода трубопровода должен обеспечивать: эксплуатационную надежность трубопровода, наиболее рациональное использование материальных ресурсов строительных организаций, минимальные сроки строительства и минимальные приведенные затраты на строительство и эксплуатацию перехода. [7]
Проектирование строительства подводных переходов трубопроводов обычно ведется в две стадии: проект и рабочая документация. По результатам изысканий ( геодезических, гидрологических, геологических) выбирают створ перехода, конструкцию, составляют проект организации работ и смету затрат на строительство. [8]
К надежности подводных переходов трубопроводов предъявляются высокие требования, вызванные прежде всего тем, что даже незначительные повреждения подводного трубопровода с потерей герметичности могут привести к тяжелым экологическим последствиям. Нефть и нефтепродукты ядовиты для животного мира и растений. По поверхности воды, особенно на реках, нефть и нефтепродукты распространяются быстро и, если не принять немедленных и эффективных мер, могут занять огромную поверхность воды и береговых участков. [9]
Анализ надежности подводных переходов трубопроводов показывает, что основной причиной аварий на них является размыв ложа водоема и появление провисших участков трубопроводов. В связи с этим, решение задач засыпки размытых и провисших участков трубопроводов является весьма важным. [10]
Особого внимания требуют подводные переходы трубопроводов через мелиоративные каналы в районах с развитой мелиоративной системой. Необходимость в ряде случаев заглубления переходов через мелиоративные; каналы на глубину до 5 - 6 м в слабых грунтах ( торф глубокого залегания), с подстилающими в большинстве случаев плывунами делает эту работу очень сложной. [11]
Строительство и реконструкция подводных переходов трубопроводов традиционными траншейными методами, как правило, требуют выполнения большого объема земляных работ, наносящих значительный ущерб окружающей среде из-за нарушения целостности берегов и дна реки, а проведение буровзрывных работ в скальных грунтах резко отрицательно сказывается на ихтиофауне. [12]
Организация эффективной эксплуатации подводных переходов трубопроводов, при которой достигается своевременность принятия решения о сроке и виде ремонта, возможна при получении достоверной информации об их техническом состоянии. Такую информацию получают при регулярных обследованиях подводных переходов, осуществляемых с помощью водолазов. [13]
Строительство и реконструкция подводных переходов трубопроводов традиционными траншейными методами, как правило, требуют выполнения большого объема земляных работ, наносящих значительный ущерб окружающей среде из-за нарушения целостности берегов и дна реки, а проведение буровзрывных работ в скальных грунтах резко отрицательно сказывается на ихтиофауне. [14]
Технологический процесс сооружения подводного перехода трубопровода состоит из следующих основных операций: 1) сборка, сварка и изоляция плети перехода трубопровода с балластировкой грузами и оснащением понтонами; 2) разработка подводной траншеи; 3) устройство спускового пути на берегу; 4) прокладка тягового троса по дну подводной траншеи; 5) протаскивание трубопровода через реку при помощи тракторов или лебедок. [15]