Cтраница 2
Лермонтов внес неоценимый вклад не только в поэзию, но и в прозу. Без его Героя нашего времени просто невозможно представить развитие русского реалистического и психологического романа XIX века. Его Печорин наряду с пушкинским Онегиным открывает целую галерею так называемых лишних людей. Порожденная своим временем, насыщенная опытом того поколения проза Лермонтова до сих пор вызывает восхищение своей неувядающей свежестью. [16]
Казалось бы, даосизм и искусство должны быть бесконечно далеки друг от друга, ибо что общего между бесстрастием даосского отшельника или мастера-бойца ( а это часто совмещается в одном человеке) и вдохновением художника, улавливающего тончайшие оттенки чувства. Однако на самом деле все обстоит гораздо сложнее и интереснее. Ведь бесстрастие даосского мудреца вовсе не равнозначно эмоциональной туповатости, а даосский идеал пустоты сердца не имеет ничего общего с душевной опустошенностью, например, лермонтовского Печорина и схожих с ним лишних людей, описанных русской литературой XIX века. Наоборот, мудрец постоянно сохраняет детскую свежесть и остроту эмоционального восприятия. Ведь пустота сердца здесь означает, что сердце становится подобным чистому зеркалу, незамутненному безумием страстей и отражающему текучую гармонию дао. [17]
В конце 1830 - х гг. традиция романтических повестей переосмыслена в романе Лермонтова Герой нашего времени ( отдельные повести опубликованы в 1839 - 40, отд. Роман состоит из сюжетно самостоятельных повестей, объединенных фигурой главного героя. В повести Бэла трансформирован романтический сюжет о любви героя из мира цивилизации к естественной героине, в Тамани - история вторжения героя в экзотический мир разбойников, в Княжне Мэри - сюжет о недоброжелательности светского общества к независимой и оригинальной личности, в Фаталисте - фантастический мотив рока. Не сюжетные перипетии, а история души человеческой образует художественную доминанту лермонтовского романа, который построен как постепенное приближение к тайне характера главного героя - Печорина. Автор намеренно отказался от однозначных оценок и от решения проблемы, почему его герой такой, каков он есть. [18]
ДОБРОЛЮБОВ: Ну, например, вот это: желания Обломова являются только в форме: а хорошо бы, если бы вот это сделалось, но как это может сделаться, он не знает. Оттого он любит помечтать и ужасно боится того момента, когда мечтания придут в соприкосновение с действительностью... АВТОР: Помнится, Вы проводили аналогию между Обломовым и такими литературными героями, как Онегин, Печорин, Ру-дин. [19]