Философическое письмо - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Сумасшествие наследственно. Оно передается вам от ваших детей. Законы Мерфи (еще...)

Философическое письмо

Cтраница 1


Философические письма ( написаны в 1829 - 31) высказал мысли об отлу-ченности России от всемирной истории, о духовном застое и нац. В Апологии сумасшедшего ( 1837), написанной в ответ на обвинения, выразил веру в ист.  [1]

Философическим письмом Чаадаева важнейшее значение для рус.  [2]

В Философических письмах преобладает критика России.  [3]

В Философических письмах П. Я. Чаадаев характеризует тяжелое положение русского народа и пытается ответить на вопрос о судьбах России, найти корни современной жизни в истории страны.  [4]

Необходимо отметить, что Философические письма Чаадаева оказали большое влияние на последующее развитие русской философии.  [5]

Передовая Россия отнеслась к Философическому письму неоднозначно. Считая положительным сам факт протеста против николаевской действительности и постановку вопроса о судьбах России, она осудила пессимизм Чаадаева, его негативное отношение к прошлому своей страны и неверие в ее будущее.  [6]

В частности, в первом Философическом письме большего внимания заслуживает не критика России, а модель Запада, которую строит здесь Чаадаев. Исходя из принципа всеединства - принципа, который наподобие церковного купола венчает всю систему Чаадаева, будучи в ней своего рода энтелехией, т.е. и причиной и целью, и идеалом, и стимулом одновременно, - Чаадаев констатирует, что Запад олицетворяет собой как бы тройственное единство: единство религии, единство культуры, единство нравственности. Западная Европа - единственно правильная форма цивилизации, и Чаадаев утверждает, что идеалы Царства Божия на земле ( основная цель социально-исторического развития, по его мнению) здесь в основном достигнута. С этой точки зрения все остальные цивилизации ( если вообще правомерно применять по отношению к ним понятие цивилизации) представляют собой более или менее извращенные формы цивилизации европейской, тупиковые линии ее развития. Исключение делает Чаадаев лишь для исламского мира, сохраняющего верность идее монотеизма. Россия же, по мнению Чаадаева, по причине принятия ею христианства от презираемой всеми народами Византии с самого начала своей истории оказалась как бы в промежуточном положении.  [7]

В ответ на поставленный автором Философических писем вопрос ( как ему поначалу казалось - риторический): Где наши мудрецы, наши мыслители.  [8]

Герцен писал в Былом и думах, что Философическое письмо Чаадаева произвело сильное впечатление на передовую Россию того времени. Это был, по его словам, выстрел, раздавшийся в темную ночь, всколыхнувший многих и заставивший задуматься о судьбах России. Передовая Россия оценивала Философическое письмо Чаадаева неоднозначно. Считая положительным сам факт протеста автора против мрачной николаевской действительности и постановку вопроса о судьбах России, она осудила пессимизм Чаадаева, его негативное отношение к прошлому России и неверие в ее будущее. Герцен расценивал письмо Чаадаева как голос из гроба.  [9]

В 1836 г. император Николай I, прочитав первое Философическое письмо П.Я. Чаадаева, объявил автора сумасшедшим, на основании чего к философу были применены меры медико-полицейского надзора - в течение года его ежедневно навещали врачи. Только по особой милости царя П.Я. Чаадаев не был посажен в сумасшедший дом. В XX веке германские психиатры оказались причастны к фашистским программам насильственной стерилизациии и эвтаназии.  [10]

Наряду с чувством личности и чувством родины автор Философических писем ( 1828 - 1830 гг.) носил в себе зародыш высшего сознания, с благоговением ощущая сопричастность к великому нравственному целому - христианскому миру Европы. Неустанно повторяя, что все стремится к одной цели и что эта цель есть Царство Бо-жие, Чаадаев был убежден в провиденциальной природе удивительного прогресса европейского общества.  [11]

Обычно изложение истории философско-исторических идей в России начинают с Философических писем П.Я. Чаадаева ( 1794 - 1856), первое из которых было опубликована в 1836 г. ( послед изд. Одна из печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, в некоторых отношениях более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого.  [12]

Чудом попавшее на страницы московского журнала бичующее, огорчающее и унижающее Россию философическое письмо - это, конечно, не обвинительный акт против России, как считал Герцен, а скорее, и крик ее совести, и, одновременно, наставление для нее.  [13]

Одной из самых замечательных фигур XIX века является П. Я. Чаадаев ( 1794 - 1856), своим знаменитым философическим письмом, опубликованным в 1836 году, задавший направление философско-социологических поисков в России. Без уяснения концепции Чаадаева невозможно понять как логику развития русской социальной мысли, так и ее нравственный пафос.  [14]

Следом за Карамзиным шел Пушкин, решавший задачу соотнесения своей национальной культуры с другими культурами, затем появилось Философическое письмо П. Я. Чаадаева - философия истории России, стимулировавшее дискуссию между славянофилами и западниками.  [15]



Страницы:      1    2    3