Cтраница 4
Разработан метод фосфато-фторидно-хро-матной обработки, который можно использовать для получения тонких радужных зеленых пленок под краску и зеленых декоративных покрытий разной толщины. Эти декоративные покрытия успешно применяются для таких сооружений, как самолетные ангары, а также для предотвращения ослепительного блеска, получающегося гари отражении солнечных лучей от яркой алюминиевой поверхности и представляющего опасность для летчиков при посадке. Эти покрытия используются также для окраски алюминиевых крыш электростанций и других зданий. Другой метод состоит в нитрато-хромато-фторидной обработке поверхности с получением золотисто-желтой пленки, обеспечивающей превосходную адгезию лакокрасочных покрытий и хорошую коррозионную стойкость металла в неокрашенном состоянии. В несколько измененном виде этот метод успешно применяют в самолетостроении для получения почти невидимых пленок, которые затем покрывают бесцветным лаком. Это защищает самолет от коррозии без заметного увеличения массы или изменения внешнего вида алюминия. [46]
Исходя из поведения видимых пленок, следовало бы только прервать ток и снова пустить его точно в тот момент, когда пленка разрушилась только в одной части, оставшись невредимой в другой. Принимая, что такой именно момент пойман, возобновленное анодное действие должно было бы подкопать оставшуюся пленку, отделяя ее и делая видимой. Однако то обстоятельство, что пленка невидима до ее снятия, делает весьма нелегким суждение о том, когда именно наступил настоящий момент. Кроме того, благодаря тонкости невидимых пленок маленькие ошибки в этом вопросе вполне допустимы. [47]
Образцы железа, защищенные муслиновыми экранами не подвергались ржавлению в тех условиях, где неэкранированные образцы начинали ржаветь. Муслиновый экран защищает металлическую поверхность от частиц пыли, которые имеют свойство вызывать ржавление или вследствие их гигроскопического характера, или, возможно, их кислой реакции. Кусок железа, который находился в течение 11 месяцев под муслином и был предоставлен затем действию воздуха в обычных условиях, подвергся гораздо более медленному воздействию, чем свежеочищенный образец, сохранил более блестящий вид и показал меньшее увеличение в весе. Очевидно во время предварительного воздействия воздуха образовалась невидимая пленка, которая продолжала оказывать задерживающее влияние на ржавление уже в условиях достаточно жестких, чтобы вызвать значительное ухудшение свежей поверхности. [48]
Так как кислород ( хотя и медленно) диффундирует даже через неповрежденный слой краски и, кроме того, практически невозможно избежать повреждений и пор, важно, чтобы окраска играла роль не только физической изоляции от окружающей среды, но осуществляла и химическую защиту. Поэтому самый нижний, непосредственно соприкасающийся с поверхностью металла слой краски должен содержать такой пигмент, под действием которого металл бы пассивировался, то есть его поверхность покрывалась бы сплошной, защищающей от дальнейшего окисления окисной пленкой. Однако эти вещества оказывают пассивирующее действие только тогда, когда непосредственно соприкасаются с металлом. Следовательно, перед нанесением первого слоя краски поверхность металла нужно очистить от всех чужеродных веществ: обезжирить, освободить механически или с помощью кислоты от ржавчины и окалины. В случае новой покраски старую краску следует удалить. Самые лучшие краски на плохо подготовленной поверхности не создают полной защиты. Опасны не только загрязнения в обычном смысле слова, но и адсорбированная на поверхности невидимая пленка влаги. [49]