Cтраница 4
Следует отметить, что некоторые исследователи понимают управление как совокупность действий, с помощью которых одни лица или органы управления воздействуют на другие, чтобы добиться от последних целенаправленного поведения. Исходя из такого определения, можно сделать вывод, что управление - это легко воспринимаемое и четко вычленяемое явление. [46]
Поскольку рассмотрение приемов, обеспечивающих слабую реализуемость механизмов функционирования, требует обязательного учета поведенческих характеристик элементов, то к ним мы вернемся после изложения методов описания и исследования целенаправленного поведения элементов в организационных системах. [47]
Теория функциональных систем заставляет исследовать участие мозговых структур в различных этапах системной организации целенаправленного поведенческого акта: в стадии афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результатов действия, многокомпонентном формировании целенаправленного поведения и, наконец, в оценке результатов совершенного действия. Системный анализ функций мозга становится особенно необходимым при повреждении различных его отделов, когда нужно определить, какая стадия системной организации целенаправленного поведенческого акта оказывается нарушенной. [48]
В составе коры выделяют проекционные ( первичные и вторичные сенсорные), ассоциативные ( третичные мультисенсор-ные) и интегративно-пусковые ( моторные и др.) поля, что связано со сложным характером переработки информации и формирования программы целенаправленного поведения. [50]
Как указывалось выше, согласно теории функциональной системы, любой целенаправленный поведенческий акт различной степени сложности последовательно развертывается во времени в виде сменяющих друг друга узловых стадий: афферентного синтеза, принятия решения, формирования аппарата предвидения свойств будущего результата ( акцептора результатов действия), эфферентного синтеза и, наконец, стадии самого многокомпонентного по разнообразным физиологическим проявлениям целенаправленного поведения, результаты которого благодаря обратной афферентации постоянно сравниваются с аппаратом акцептора результата действия. [51]
Снижение общей и детской смертности, появление внесемейных форм социального обеспечения, когда заботу о престарелых в той или иной форме берет на себя общество, а не дети, которые прежде должны были покоить старость родителей, - все это привело к снижению потребности в детях, к возможности перехода от естественной фертиль-ности, когда, по общему правилу, должно было рождаться столько детей, сколько может произвести на свет данная женщина или данная супружеская пара ( конечно, те или иные способы предотвращения беременности или вытравливания плода были известны и применялись, но встречали осуждение власти, морали и религии), к регулированию рождаемости, т.е. к сознательному, целенаправленному поведению в репродуктивной сфере. Меняется прокреативная этика, ценится не столько количество, сколько качество детей, их образовательный уровень, социально санкционированный минимум которого становится все выше, их способность к социальном функционированию и развитию. [52]