Cтраница 1
Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все священники святы, не все профессора могут служить образцами в деле обучения. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов. [1]
Выработка должностного ролевого поведения работника налоговой службы должна начинаться с формирования социальной установки, т.е. готовности действовать согласно социально принятым нормам поведения в рамках своей должности, а также с четкого овладения должностными знаниями, навыками, умениями и психологического восприятия их как инструмента для делового оперирования. Необходимо также создание соответствующего имиджа, профессиональной маски: в выражении лица, позах, жестах, интонациях голоса. [2]
На нашей схеме ролевого поведения ( рис. 1) социальная роль ( Ilia) выглядела очень абстрактно. Но при глубоком анализе обнаруживается, что в рамках одного общества при безусловном сохранении единства главных требований личность может столкнуться с достаточно различными экспектациями. [3]
Что понимается под ролевым поведением. [4]
Основным в овладении ролевым поведением является навык его психологического отслоения от личностного поведения. К нему следует относиться только как к атрибуту делового поведения. [5]
В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного Я. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию. Дети в доме, соседи, коллеги по работе, студенты или школьники - все они, как и многие другие, составляют различные аудитории. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего Я. [6]
Социальная роль распадается на ролевое поведение, то есть те конкретные действия, которые совершает человек, и ролевые ожидания - то, чего ждут от носителя роли окружающие. Естественно, между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда обнаруживается совпадение, а потому общество создает систему социального контроля, важной частью которой является совокупность санкций - наказаний за отклонение от ролевых ожиданий. [7]
В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного Я. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию. [8]
Социальная среда обусловливает прежде всего ролевое поведение индивидов, т.е. социально повторяющееся, типичное. [9]
Что мы понимаем под ролевым поведением. Чем оно отличается от набора прав и обязанностей для данной роли. [10]
Как известно, под ролевым поведением понимается поведение личности в группе, детерминированное ее статусом и той ролью, которую она играет в соответствии с этим статусом. С каждым социальным положением ( статусом) связывается специфическая система норм и ожиданий, определяющая те или иные виды поведения человека, имеющего тот или иной социальный статус, по отношению к человеку с другим статусом и, наоборот, действия второго лица по отношению к первому. [11]
Социологи изучают общественные отношения, ролевое поведение, предпочтения групп, общностей и даже всего общества ( например, референдумы о доверии президенту) через знания, ориентации, оценки конкретного социального индивида, т.е. личности. Следовательно, необходимо иметь в виду, что любое изучение общества как целостности начинается с анализа личности как активного, действующего на арене социально-исторической практики субъекта любых социальных отношений, социальных структур и организаций. Именно интересы, потребности, ценностные ориентации личности служат основой создания различного уровня и характера социальных ш ш-модействий. [12]
Почему происходит запаздывание в усвоении ролевого поведения. Причины в основном субъективные и сводятся к следующему. [13]
Указанные элементы создают упорядоченную систему ролевого поведения и взаимодействия людей в труде. Это суть любой организации труда, а способ предписания таких ролей, задания норм и функций, форма разделения кооперации и контроля определяют ее конкретный облик. [14]
Кроме того, роль включает в себя ролевое поведение. Его следует отличать от норм, которые формируют роль. [15]