Cтраница 2
Ведение любого бизнеса предполагает наличие стабильного общества. Однако стабильность общества, в свою очередь, предполагает приверженность его членов хотя бы минимальным этическим стандартам. Поскольку компании не могут выжить без этических норм, они заинтересованы в распространении этичного поведения как среди своих сотрудников, так и в обществе в целом. [16]
Путь к социально ответственному маркетингу состоит из трех этапов. Во-первых, общество с помощью закона должно как можно более четко определить юридически недопустимые, асоциальные и препятствующие свободной конкуренции действия. Во-вторых, компании должны соблюдать официальный моральный кодекс, работать над созданием традиций этичного поведения, возлагать на своих работников полную ответственность за этические и юридические нарушения. [17]
Сделать маркетинг социально ответственным - значит пройти три этапа. Во-первых, общество с помощью закона должно как можно более четко определить, какие действия являются юридически недопустимыми, антисоциальными или препятствующими свободной конкуренции. Во-вторых, компании должны соблюдать официальный моральный кодекс, создавать у себя традиции этичного поведения, возлагать на своих работников полную ответственность за этические и юридические нарушения ( см. вставку Памятка маркетолога. [18]
Представители медицинских фирм должны иметь соответствующий уровень образования. Они обязаны пройти необходимую подготовку, обладать достаточными медицинскими и специальными знаниями, честно и ответственно предоставлять информацию по медицинским продуктам и выполнять другие требования по их продвижению. В обязанности нанимателя входят начальная и последующая подготовка представителей фирмы, в частности инструктирование по вопросам этичного поведения с учетом критерий ВОЗ. В этом случае полезен обратный поток информации, в особенности от врачей и других специалистов родственных профессий, а также от независимых представителей общественности о рисках лекарственных препаратов. [19]
Еще один подход, используемый организациями для повышения показателей этичности поведения, - обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. При этом работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Встраивание этики как предмета в курсы обучения бизнесу на университетском уровне является еще одной формой обучения этичному поведению, благодаря чему обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы. При этом ежедневные газеты изобилуют примерами неэтичного и противоправного поведения работников организаций любого типа; однако, мы полагаем, что сами организации не испытывают недостатка в противоположных примерах этичных действий своих сотрудников. Продолжая внедрять различные программы и методы, описанные выше, и добиваясь, чтобы руководители высокого уровня служили ролевыми моделями надлежащего этичного поведения, организации должны иметь возможность повысить свои этические стандарты. [20]
Президент неоднократно призывал другие фирмы последовать примеру его компании и щедро жертвовать на благо сообщества, национальным благотворительным фондам и службам. Хотя, по мнению Хааса, еще более важное значение имеет то, как компании ведут свои дела, т.е. этический уровень, на котором поддерживаются отношения компаний с потребителями, работниками и другими предприятиями. То, что я вручаю в дар из своей конторы, должно быть увязано с тем, как я веду себя в своей конторе - говорит Хаас. Он считает, что каждый работник должен чувствовать ответственность за свои действия или решения, а руководители и рядовые сотрудники должны служить примером этичного поведения на своих рабочих местах ежедневно. [21]
Возможным подходом к решению проблем, связанных с такими ситуациями, может быть использование менее жестких правил для управления доступом. Обычные решения доступ разрешен и доступ запрещен могут быть дополнены решением доступ может быть разрешен. Таким образом, в условиях, когда существуют высокие этические стандарты или другие ограничения ( например, проведение последующего расследования), которые стимулируют этичное поведение, некоторым пользователям может быть выдано разрешение на доступ к конфиденциальной информации других пользователей в виде решения доступ может быть разрешен. В этих случаях при любой попытке доступа будет включаться специальный механизм, который информирует пользователя, что он запрашивает доступ к конфиденциальной информации, сообщает, что ему следует б-ыть осмотрительным, и приводит краткое объяснение причин этого. [22]
Что означает по отношению к профессии юриста установление более высоких в моральном отношении норм и правил поведения. Как правило, никто не рассчитывает, что бизнесмены и рабочие станут работать безвозмездно. От юристов же ожидают, что они будут оказывать услуги и защищать даже тех клиентов, которые не всегда могут оплатить их работу. Они также должны быть готовы работать столько, сколько потребуют их профессиональные обязанности ( а по времени зачастую это больше, чем продолжительность обычной рабочей недели), в любое время дня и ночи, а также соблюдать высокие стандарты в сфере своего личного и профессионального поведения: быть более дисциплинированными, воздерживаться от недостойных поступков и быть образцами этичного поведения, не рассматривать юридическую профессию как обычный бизнес, связанный с получением высоких доходов и прибыли. [23]
Деловая этика при принятии решений тесно связана с понятиями правильно и неправильно или добро и зло. Этика в бизнесе в значительной мере обусловлена как результатами, так и самим процессом принятия решений. Не во всех решениях присутствует этическая составляющая. Однако все решения, влияющие и имеющие возможность оказывать влияние в будущем на жизнь людей, должным образом рассматриваются с позиций этики бизнеса. Ожидания и мотивация сторон при принятии решения являются важными детерминантами этичного поведения. Ситуация, в которой учитывается относительная важность и природа представленных в решении добра и зла, зачастую отражает этичное поведение. [24]
Еще один подход, используемый организациями для повышения показателей этичности поведения, - обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. При этом работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Встраивание этики как предмета в курсы обучения бизнесу на университетском уровне является еще одной формой обучения этичному поведению, благодаря чему обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы. При этом ежедневные газеты изобилуют примерами неэтичного и противоправного поведения работников организаций любого типа; однако, мы полагаем, что сами организации не испытывают недостатка в противоположных примерах этичных действий своих сотрудников. Продолжая внедрять различные программы и методы, описанные выше, и добиваясь, чтобы руководители высокого уровня служили ролевыми моделями надлежащего этичного поведения, организации должны иметь возможность повысить свои этические стандарты. [25]
Мерфи ( Laczniok and Murphy, 1993) предполагают, что результатом применения на практике этики маркетинга становятся политика, которая поощряет принятие этичных решений, и корпоративная культура, способствующая этичному поведению. Для этого необходимы: выявление заинтересованных сторон, ведущая роль менеджеров высшего звена, моральные кодексы, семинары по этике и другие программы, а также этический аудит. На основании проведенных исследований было высказано предположение об ограниченной эффективности этических кодексов. Мерфи выдвигают следующие рекомендации: кодексы должны регулярно доводиться до общего сведения; они должны быть специфическими и подходящими для данной отрасли; они должны иметь силу и их необходимо регулярно пересматривать. Исследования подтверждают ведущую роль высшего руководства. Кори ( Corey, 1993 говорит о том, что для того чтобы создать среду, способствующую этичному поведению, менеджеры на всех уровнях должны подавать сигналы, которые ясно и четко подчеркивали бы значение этичного поведения. В согласии со своей моделью силового поля он рекомендует точно определить способы оценки работы, которые учитывали бы этичность поведения и возможность продолжения работы у данного нанимателя. [26]
Деловая этика при принятии решений тесно связана с понятиями правильно и неправильно или добро и зло. Этика в бизнесе в значительной мере обусловлена как результатами, так и самим процессом принятия решений. Не во всех решениях присутствует этическая составляющая. Однако все решения, влияющие и имеющие возможность оказывать влияние в будущем на жизнь людей, должным образом рассматриваются с позиций этики бизнеса. Ожидания и мотивация сторон при принятии решения являются важными детерминантами этичного поведения. Ситуация, в которой учитывается относительная важность и природа представленных в решении добра и зла, зачастую отражает этичное поведение. [27]
Мерфи ( Laczniok and Murphy, 1993) предполагают, что результатом применения на практике этики маркетинга становятся политика, которая поощряет принятие этичных решений, и корпоративная культура, способствующая этичному поведению. Для этого необходимы: выявление заинтересованных сторон, ведущая роль менеджеров высшего звена, моральные кодексы, семинары по этике и другие программы, а также этический аудит. На основании проведенных исследований было высказано предположение об ограниченной эффективности этических кодексов. Мерфи выдвигают следующие рекомендации: кодексы должны регулярно доводиться до общего сведения; они должны быть специфическими и подходящими для данной отрасли; они должны иметь силу и их необходимо регулярно пересматривать. Исследования подтверждают ведущую роль высшего руководства. Кори ( Corey, 1993 говорит о том, что для того чтобы создать среду, способствующую этичному поведению, менеджеры на всех уровнях должны подавать сигналы, которые ясно и четко подчеркивали бы значение этичного поведения. В согласии со своей моделью силового поля он рекомендует точно определить способы оценки работы, которые учитывали бы этичность поведения и возможность продолжения работы у данного нанимателя. [28]