Cтраница 2
Создание износостойких и антифрикционных покрытий и слоев на поверхностях трения деталей машин новыми методами / / Трение и износ. [16]
Процесс схватывания первого рода вызывает наиболее интенсивное разрушение поверхностей трения, приводит к образованию шероховатых поверхностей с глубокими вырывами и налипшими частицами металла, упрочнению трущихся поверхностных слоев металлов вследствие возникающих значительных пластических деформаций и снижению объемной усталостной прочности деталей. Поверхности трения деталей машин в результате изнашивания в условиях схватывания первого рода представляют собой беспорядочное скопление впадин, выступов и продольных борозд разной величины и формы, следы пластического течения металла по направлению перемещения трущихся пар. На твердых поверхностях имеют место следы хрупкого разрушения металла. [17]
Бурный рост машиностроения в СССР сопровождается развитием техники и прогрессом как в создании новых машин, так я в технологии их изготовления. Развитие техники вызывает необходимость повышения требований к качеству обработки поверхностей трения деталей машин, к точности изготовления деталей, к прочности деталей, а также необходимость повышения производительности обработки. В связи с этим широкое развитие получили научно-йс - следовательские работы в области качества поверхностей деталей машин, работы в области метрологии и приборостроения, термической и химико-термической обработки, работы по изучению физики твердого тела и методов высокоскоростной обработки металлов. [18]
Из практики эксплуатации машин известно, что в период приработки, когда происходит сглаживание поверхностных неровностей, износ происходит особенно интенсивно. В настоящее время шлифование уже не считается операцией, обеспечиваюшен высокое качество поверхностей трения деталей машин, и в га шире после него применяют дополнительную обработку, обеспечивающую более высокую степень чистоты поверхности. [19]
Из практики эксплуатации машин известно, что в период приработки, когда происходит сглаживание поверхностных неровностей, износ происходит особенно интенсивно. В настоящее время шлифование уже не считается операцией, обеспечивающей высокое качество поверхностей трения деталей машин, и все шире после него применяют дополнительную обработку, обеспечивающую более высокую степень чистоты поверхности. [20]
Противоизносные и противозадирные присадки предназначены для снижения коэффициента трения, уменьшения износа и повышения прочности масляной пленки на трущихся деталях. Эти присадки добавляют в масла, работающие в особо напряженных условиях при смазке поверхностей трения деталей машин. Применение таких присадок позволяет предотвратить задиры и схватывание поверхностей трения тяжелонагруженных зубчатых передач. [21]
Поверхности трения деталей машин в результате изнашивания в условиях схватывания второго рода являются грубошерохова-тыми с относительно плавными переходами от выступов к впадинам. На поверхности имеются следы оплавления и размазывания металла по направлению перемещения трущихся пар, цвета побежалости. Характерными особенностями поверхностей трения деталей машин, работающих в условиях начальной стадии развития схватывания второго рода, являются чередующиеся надрывы металла, расположенные перпендикулярно к направлению движения трущихся пар, вырывы и налипание частиц металла с заметными границами перехода по краям, следы пластического течения металла, цвета побежалости. [22]
Поршневой палец двигателя, X 0 5.| Поршневой палец двигателя. [23] |
В сравнительно редких случаях поверхности трения работают без смазки. На рис. 14 показаны фотография и профилограмма поверхности стали, работающей без смазки в условиях окислительного трения. На рис. 15 показаны микрофотографии поверхности трения деталей машин, работающих в условиях граничной смазки и окислительного износа, полученные А. А. Моисеевым с помощью специального метода травления. [24]