Cтраница 3
Пятном контакта называется часть боковой поверхности зуба колеса, на которой располагаются следы прилегания его к зубьям парного колеса после вращения собранной передачи при легком торможении. [31]
Выделим рабочие участки на боковых поверхностях зубьев колес. Отсечем соответствующими окружностями выступов отрезок MN на линии зацепления, который носит название рабочего участка линии зацепления. [32]
![]() |
Эвольвентомер со сменными дисками обката.| Определение погрешности профиля боковой поверхности зуба. а - нормальное сечение зуба. б - диаграмма профиля. [33] |
Более совершенными приборами для контроля боковой поверхности зубьев колес являются универсальные эвольвентомеры. [34]
![]() |
Профилограмма, записанная эвольвентомером при разных температурах узлов прибора. [35] |
Если нужно сравнить данные измерения боковой поверхности зуба колеса, полученные на различных приборах, снабженных самопишущим устройством, необходимо учитывать масштаб, при котором производилась запись. [36]
При медленном поворачивании вала шестерни на боковых поверхностях зубьев колеса остаются следы краски, характеризующие контакт зубьев. В зависимости от погрешности изготовления зубчатых колес ( неточность направления зубьев, нарушение цилиндрической формы заготовки колеса) и неточности сборки ( колебания межцентрового расстояния, перекос осей) фактические площади контакта собранной передачи могут быть меньше приведенных. [37]
![]() |
Контроль пятна контакта.| Виды погрешности. [38] |
Пятном контакта ( рис. 140) называется часть боковой поверхности зуба колеса, на которой располагаются следы прилегания его к зубьям парного колеса после вращения собранной передачи и при ее легком торможении. [39]
![]() |
Передача движения сопряженной винтовой линией в колесах с осевым перекрытием.| Пятно контакта при торцевом биении.| Наклон направляющих инструментальной каретки станка. [40] |
Как было указано выше, волнистость винтовой линии боковой поверхности зуба колеса вызывается неточностью станка, а не инструмента. Прилегание по длине зубьев важно как с точки зрения долговечности зубчатых колес, так и в отношении кинематической точности работы передачи. [41]
Линией зацепления называется геометрическое место точек соприкасания профилей боковых поверхностей зубьев колес, принадлежащее неподвижному пространству. [42]
В случаях, когда предусматриваются срезы у краев боковой поверхности зубьев колеса, за полную длину и высоту зуба принимаются длина и высота за вычетом среза. [43]
![]() |
Нормы уровня. [44] |
В том случае, если нужно измерить шероховатость боковой поверхности зуба колес модулем менее 3 мм, можно воспользоваться так называемым методом слепков, при котором с помощью специальных материалов [17] снимают отпечатки с боковой поверхности зуба, затем на полученном слепке специальными приборами определяют величину шероховатости. Непосредственно шероховатость боковой поверхности зубьев колес модулем до 3 мм можно измерить, если предварительно вырезать зуб из колеса. [45]