Cтраница 1
Повесть временных лет тоже сообщает о морском походе на Царьград флотилии киевского князя Аскольда. Летопись датирует его 866 годом. [1]
Повести временных лет), прибывший из Синоды в Корсунь ( Хер-сонес), узнал о близости Днепровского устья и въсхот к пойти в Римъ; поднявшись вверх по Днепру, он благословил место будущего Киева, а затем направился на север, в землю словен, где позднее возник Новгород. [2]
Повести временных лет, начальник варяжского воен. [3]
Повесть временных лет ( др. фуеек. [4]
Повесть временных лет рисует княгиню Ольгу, супругу киевского князя Игоря и долголетнюю правительницу Руси ( примерно с 945 г. по начало 960 - х годов) решительной, коварной и мудрой. [5]
Повесть временных лет содержит обширный рассказ, посвященный истории принятия христианства. Сообщается о прибытии в Киев христианских, мусульманских и иудейских миссионеров, о посылке Владимиром бояр для выбора лучшей веры и о решении князя и его окружения принять христианство византийского обряда. Вряд ли это повествование достоверно. Раннее проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству именно христианства достаточно жестко обусловило выбор новой религии. Другой вопрос, что исследователи далеко не единодушны в том, насколько было велико византийское влияние. [6]
В Повести временных лет записано: И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой - Синеус на Белом озере, а третий - Трувор - в Изборске. Существование Синеуса и Трувора историки не подтверждают, но Рюрик положил начало великокняжеской династии, просуществовавшей до конца XVI в. [7]
Включает Повесть временных лет с продолжением до 1117, Киевский свод кон. [8]
В Повести временных лет о войне 1017 г. нет ни слова, и только Новгородская I летопись ( всегда немногословная, но тут, пожалуй, даже слишком) роняет в статье 1017 г.: Ярослав иде к Берестию ( НПЛ. [9]
В Повести временных лет, год 1097, описан весьма любопытный эпизод. [10]
В Повести временных лет имеются два варианта развития поляно-хазарских отношений. Один патриотический - это легенда о мече, который якобы прислали поляне хазарам в ответ на требование подчиниться. Увидев это обоюдоострое оружие, хазары будто бы сказали, что меч - оружие более эффективное, нежели сабля, и отступились от полян. Однако из других разделов летописи видно, что поляне какое-то время зависели от хазар, и от этого их избавили пришедшие с севера бояре новгородского правителя Рюрика - Аскольд и Дир. Точной даты летопись не называет, но рассказ помещен под 862 г. в связи с повествованием о призвании трех братьев-варягов новгородцами. Вокруг этих пассажей шли и идут нескончаемые споры. [11]
Согласно Повести временных лет, русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам ( по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. [12]
В русской летописи Повесть временных лет, создание которой датируется вторым десятилетием XII в. Древнерусские летописные своды употребляют термин дань прежде всего в смысле военной контрибуции, которую подвластные славянские племена платили своим победителям: на севере - варягам, на юге - хазарам. Данью облагали покоренные племена, славянские и неславянские, и первые русские князья. [13]
Итак, в Повести временных лет история принятия христианства изложена следующим образом. [14]
В русской летописи Повести временных лет перечисляются народы иже дань дают Руси. Киевском государстве служил дым, определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве ( см. Подымный налог), рало или плуг. [15]