Cтраница 2
В русской летописи, Повести временных лет, перечисляются народы иже дань дают Руси. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины ( полюдье); позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. [16]
Следует оговориться: в Повести временных лет изображена картина мытья новгородцев в бане, и это представлено в качестве наблюдения, сделанного апостолом Андреем в I в. Здесь есть отзвук истории, поскольку ряд авторов IV - V вв. [17]
Для сопоставления с материалом Повести временных лет и текстом русско-византийского договора 971 г. важно описание Львом Диаконом обстоятельств заключения этого соглашения: Сам Сфендослав, израненный стрелами, потерявший много крови, едва не попал в плен; его спасло лишь наступление ночи. [18]
Таким образом в соответствии с Повестью временных лет - представитель племени русов с семьей и дружиной был приглашен для правления в уже существующем славянском государстве. Способ призвания князя с дружиной был широко распространен в Европе в раннее Средневековье. [19]
Не случайно летописец Нестор в своем труде Повесть временных лет изложению этих событий уделяет большое внимание. [20]
Во-вторых ( снова уточняя картину, рисуемую Повестью временных лет), становится очевидным, что далеко не все именье Изяслава было отобрано в Польше, раз его подношения могли произвести такое впечатление в Германии. Здесь что-то не так, и летописец представляет дело явно упрощенно, хотя, думается, не по своей вине. [21]
Особенно характерна историческая мифология для русского летописания - знаменитой Повести временных лет Нестора. Инок Нестор жил и трудился в Киево-Печерской лавре - культурном центре Киева, где в XI - XII вв. Отражением этих настроений служит, например, факт переноса Нестором даты похода русов под руководством Аскольда на Царьград на 47 лет ( с 860 г, на 907 г.) и вообще при-писание похода Олегу. Так подвиги древнего руса в войне с Византией оказались совершенными варяжским конунгом. Более того, если внимательно прочесть повествование Нестора, можно заметить, что с 882 по 885 г. Олег одерживает победы над всеми славянскими племенами, в том числе и над платившими дань хазарам. Однако ни о реакции хазар на победы Олега, ни о самих хазарах Нестор не пишет ни слова, причем летописная пауза в рассказе о хазарских делах занимает ни много ни мало 80 лет. Очевидно, летописец вполне сознательно умалчивает о каких-то событиях, но о каких именно - мы можем только догадываться. [22]
Что принципиально нового дают западноевропейские источники сравнительно с Повестью временных лет относительно сыновей Ярослава Мудрого. [23]
И действительно, под 1016 г. более кратко в Повести временных лет и более подробно в Новгородской I летописи рассказывается о бесчинствах варягов Ярослава в Новгороде и их избиении новгородцами на Поромоне дворе. НазваниеПоромонь дворъ наиболее удачно объясняется из древнескандинавского слова farmenn - мн. Купеческие дворы в торговых центрах нередко назывались производным от него словом farmannagardr, т.е. точным соответствием летописного наименования. Можно поэтому предполагать, что летописный Поромонь двор и был тем самым местом, где обитали варяжские наемники Ярослава и где останавливались приезжавшие скандинавские купцы. [24]
Руси 941 г., после которого, как известно из Повести временных лет, был заключен русско-византийский мир князя Игоря 944 г., причем часть посланников, представлявших Русь, как следует из текста договора ( см. гл. [25]
Такая картина значительно ближе к летописному образу Владимира Святославича: Повесть временных лет также подчеркивает, что князь бе женолюбец, аки преже Соломан ( т.е. израильский царь Соломон) ( ПВЛ. Владимира-христианина называет именно обильные милостыни или, говоря языком современности, - социальную благотворительность. Можно поэтому думать, что сведения, отразившиеся в главах VII, 72 - 73, происходят главным образом из польских источников ( об этом говорит и форма имени Владимир у Титмара - Wlodemirus; ср. Wlodzimierz) 25, а в конечном итоге - из враждебного Владимиру окружения Святопол-ка, находившегося в Польше начиная с зимы 1016 - 1017 гг., тогда как в главе VII, 74 хронист передал услышанное своим саксонским информантом непосредственно на улицах Киева и не скрывал своей симпатии к Руси, призывая молиться за ее спасение от междоусобия. [26]
Очевидно, речь идет о знаменитом полюдье, известном из Повести временных лет, сочинений Константина Багрянородного и из других источников. [27]
Вторым свидетельством является рассказ о призвании варягов, помещенный под 862 г. в Повести временных лет: славяне и их соседи изгнаша варяги за море, и не даша им дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и вста род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву. [28]
Древнерусское общество делится Константином на дружину [ все росы - выражение известно также из Повести временных лет ( ПВЛ. Русского князя византийский источник называет архонтом - официальным греческим термином, обычным в Византии для именования иноземных правителей. [29]
Данные Титмара о судьбе Святополка сразу после смерти Владимира расходятся с данными древнерусских источников: Повести временных лет и Сказания о св. Согласно последним, Святополк сумел овладеть киевским столом, так как Борис с дружиной Владимира был в походе против печенегов, а Ярослав княжил в далеком Новгороде; первым делом он принялся истреблять младших братьев: Бориса, Глеба27 и Святослава ( ПВЛ. Титмар же уверяет, будто Святополк бежал из темницы в Польшу к Болеславу, оставив в Киеве в заключении свою жену. Но если Святополк бежал в Польшу не после битвы с Ярославом у Любеча осенью 1016 г. ( как о том сообщают летопись и Сказание), а сразу же после смерти Владимира, и, вернувшись в Киев с помощью своего тестя Болеслава летом 1018 г., застал на киевском столе уже Ярослава Владимировича, то кто же тогда убил Бориса и Глеба. Выходит, что убийца - не Святополк Окаянный, а Ярослав Мудрый. [30]