Cтраница 4
Соответствующий опыт был выполнен Майкельсоном в 1881 г. Его аппарат ( разновидность интерференционного рефрактометра) состоял из двух одинаково длинных, горизонтально расположенных и взаимно перпендикулярных плеч Р и Q. Из двух интерферирующих друг с другом пучков света один проходил вдоль плеча Р, другой - вдоль плеча Q, вперед и назад. Особенно заслуживают внимания два положения аппарата, при которых плечо Р или плечо Q по возможности точно совпадает с направлением движения Земли. На основании теории Френеля ожидалось смещение интерференционных полос при повороте аппарата из одного из этих двух главных положений в другое. Однако не было обнаружено ни малейшего следа подобного смещения - мы будем называть его для краткости максвелловским смещением. [46]
Важным применением неуравновешенного гироскопа с тремя степенями свободы является создание искусственных горизонта и вертикали. Это необходимо в навигации в условиях отсутствия видимости линии горизонта. Направление вертикали в каждом месте земного шара можно просто определить с помощью обыкновенного маятника, применяемого в качестве отвеса. Однако такой способ не годится на корабле или самолете ввиду неизбежных ускорений, которые они получают при наборе скорости, поворотах, качке и пр. При отсутствии ускорения ось гироскопического маятника устанавливается вертикально. Если аппарат движется ускоренно, то появляется прецессия, уводящая ось маятника от вертикального положения. Эти условия соблюдаются, например, при поворотах движущегося аппарата. Еще меньше чувствителен гиромаятник к качке корабля. Период качки всегда много меньше периода прецессии Т, а главное, при качке ускорение за время Т многократно и периодически меняет знак. Качка приводит лишь к малозаметным колебаниям оси гироскопического маятника около вертикального положения. Наиболее неблагоприятно на направление оси гиромаятника влияют увеличение и уменьшение скорости, которые могут длиться значительное время и вызывать хотя и не очень большие, но все же заметные отклонения оси фигуры гироскопа. [47]
Для контроля рельсов применялся дефектоскоп, установленный на железнодорожной тележке, имеющей две электронно-лучевые трубки, расположенные по обе стороны дефектоскопа. Таким дефектоскопом проводилось поочередное про -, звучившие правого и левого рельсов и их стыковых соединений. Помимо этого, применялся другой дефектоскоп с питанием от шестивольтного аккумулятора, что устранило сильный шум, создаваемый двигателем. Контроль правого и левого рельсов и и х стыков осуществлялся поочередно путем поворота аппарата; дефектоскоп работал с одним щупом. [48]
При подъеме тяжелых аппаратов ( массой 300 - 400 т) вместо монтажных кранов применяют мачтовые подъемники со специальными лебедками. На строительные площадки ГПЗ аппараты колонного типа доставляют практически полностью готовыми, т.е. с полностью смонтированными внутри аппарата тарелками, перегородками, насадками. Доставленный к месту монтажа аппарат укладывают в горизонтальном положении вблизи подготовленного фундамента. На аппарате в этом положении монтируют лестницы, смотровые площадки, наружную трубопроводную обвязку и устанавливают необходимую монтажную оснастку. Монтаж вертикальных аппаратов колонного типа состоит из двух основных этапов: перевод аппарата из горизонтального в вертикальное положение; установка аппарата на фундамент. При методе скольжения аппарат переводят из горизонтального в вертикальное положение одновременным приложением к аппарату двух усилий: строго вертикального усилия и горизонтального усилия, приложенного к опорной части аппарата. Вертикальное усилие создают одним или двумя монтажными кранами, а горизонтальное - вспомогательной лебедкой или трактором-тягачом. За счет приложения этих двух усилий и обеспечивается поворот горизонтально уложенного аппарата и перевод его в вертикальное положение. При этом вначале опорная часть аппарата скользит, а затем отрывается от поверхности земли. После отрыва от земли аппарат за счет действия горизонтального усилия как бы вращается вокруг точки закрепления на крюке и занимает вертикальное положение. При этом монтажный кран остается неподвижным без поворота стрелы. При монтаже аппаратов сравнительно небольшой массы их начальное скольжение осуществляют по уплотненному грунту или по брусьям. Для аппаратов большой массы с целью облегчения скольжения их опорной части используют тележки или лыжи. Подъем аппаратов методом скольжения не требует применения сложных монтажных приспособлений, что сокращает время проведения подготовительных работ. Однако при этом методе необходимо применять краны с грузоподъемностью не меньше массы аппарата. [49]