Cтраница 2
При разбуривании вязкопла-стичных глин в надсолевом комплексе часто наблюдаются случаи заклинивания шарошек долота сальником. Наблюдаются также случаи заклинивания опор шарошек долота мелким абразивным материалом. Для предотвращения салыгакообразования и заклинивания опор необходимо интенсифицировать промывку забоя скважины за счет повышения перепада давления на долоте. В этих случаях более удобна центральная гидромониторная промывка. Кроме того, интервалы вязкоттластичных глин целесообразно разбуривать лопастными долотами. Современные турбобуры удовлетворительно работают с лопастными долотами, принимая нагрузку 8 - 12 тс. [16]
ИЗНОС ЭЛЕМЕНТОВ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ. 1 - цапфа. 2 - шарошка. [17] |
Более длительная работа вызывает резкое увеличение зазоров в подшипниках опоры и может привести к заклиниванию шарошки в результате разворота роликов, выкрашивания буртов, раскола шариков. [18]
Переходные процессы в ходе бурения ( набор осевой нагрузки, поиск ее оптимального значения, заклинивание шарошек и др.) приводят к искажениям закона распределения. Однако и с учетом этих искажений распределение вероятностей параметрсмз бурения в лучшей степени подчиняется нормальному закону. [19]
Элементы отработанного долота Б-269 С. [20] |
Преждевременный выход из строя опоры долота, связанный с износом козырьков лап и элементов опоры, с разворотом больших роликов и заклиниванием шарошек, а также наружное заклинивание всех шарошек чаще встречается при бурении с отклонителем и на прямой трубе в наклонном стволе по сравнению с бурением вертикального ствола и при бурении в сураханской и сабунчинской свитах по сравнению с ба-ланханской. [21]
Наиболее слабым звеном в серийных долотах, используемых с гидроударником, оказался шариковый замковый подшипник, который быстро разрушался и приводил к заклиниванию шарошек и полному выходу долота из строя. Созданные в СКВ НПО Геотехника специальные шарошечные долота для гидроударного бурения имели утопленный замковый шариковый подшипник, который воспринимал только нагрузки, действующие вдоль оси шарошки. Нагрузки воспринимались через опорные подшипники скольжения, расположенные на конце цапфы лапы и у ее торца. [22]
Исследования показали, что температура нагрева цапфы растет с увеличением осевых нагрузок и частоты вращения, что приводит к снижению стойкости опор долот и заклиниванию шарошек долот. Впервые было установлено, что охлаждение долот воздухом или газом менее эффективно по сравнению с буровым раствором, независимо от величины расхода рабочего агента. В то же время было отмечено, что охлаждение специальных долот ( с продувкой опор) происходит достаточно эффективно и приводит к увеличению технических показателей работы долота в исследуемых диапазонах режима бурения. [23]
Анализ характера отработки долот показывает, что случаи таких односторонних и плоскостных износов элементов тел качения, разворота роликов периферийных и внутренних рядов опор, а также заклинивания шарошек учащаются при уменьшении диаметра трехшарошечных долот. [24]
В случае интенсивного износа калибрующего вооружения резко увеличиваются реактивные усилия на шарошку со стороны стенки скважины, превосходящие в несколько раз усилия от осевого давления, и происходит сдавливание шарошек к центру долота, отчего разрушаются опорные подшипники и происходит заклинивание шарошек. Особенно высокими могут быть реактивные давления на шарошки со стороны стенки скважины при образовании конусности на затылочном конусе шарошек, в этом случае шарошки как бы вдавливаются в зауженный ствол скважины и опорные подшипники подвергаются быстрому разрушению. Поэтому усилению калибрующего вооружения при разработке шарошечных долот придается первостепенное значение. Шарошечное долото, у которого наиболее стойкое калибрующее вооружение, имеет наиболее высокие проходку и механическую скорость. [25]
В ряде случаев процесс схватывания и разогрев на сопряженных поверхностях подшипника скольжения прогрессирует настолько, что начинается, по существу, сварка значительных по размеру трущихся участков; следующее затем разрушение сварочных связей сопровождается образованием грубых задиров на поверхностях трения и заклиниванием шарошки на цапфе. Следовательно, шарошечные долота, имеющие в опоре подшипник скольжения, не следует применять для бурения скважин при турбинном режиме. [26]
Внезапное прекращение нормального процесса бурения может быть вызвано заклиниванием опор, сильным износом элементов опор и вооружения, выпадением или сколом штырей. Заклинивание шарошек происходит прежде всего из-за наличия на забое значительного количества шлама и кусков породы, а также внезапного прекращения подачи промывочной жидкости в момент нахождения РТБ на забое при проработке или бурении ствола. Выпадение штырей происходит в основном из-за низкого качества их запрессовки при изготовлении долот. [27]
Очень часто бывают случаи, когда давление в нагнетательной линии не падает, а турбобур не принимает нагрузку. Причиной этого может быть заклинивание шарошек долота, большая сработ-ка опор долота или неисправность турбобура. Чтобы выяснить причину ненормальной работы турбобура, поднимают бурильную колонну. [28]
После заедания обычно наступает заклинивание. В буровой технике оно проявляется как заклинивание шарошек, роликов, шариков и других вращающихся элементов. Задиры и заклинивание тел качения в опоре шарошки возникают вследствие большого давления и волочения тел качения по беговой дорожке и бурту без смазки. Происходят они из-за ошибок конструктора, проектировавшего долото, некачественного изготовления и сборки долота. [29]
Очень часто, в том числе в стендовых условиях, шарошки заклиниваются на цапфе после непродолжительного бурения - в первые минуты приработки долота, когда в опоре совершенно отсутствует выкрашивание. Разборка таких долот показывает, что заклинивание шарошки на цапфе вызвано схватыванием или задиром тел качения и подшипников скольжения, особенно при бурении с высокой скоростью вращения или при большой осевой нагрузке на долото и недостаточной промывке забоя. [30]