Cтраница 1
Диалектический подход, которым неизменно руководствуется американский ученый, позволяет ему показать единство эмпирических, методологических и мировоззренческих сторон тестологии, вопросов наследственности, диалектики социального и биологического. С другой стороны, традиционно философские категории, наполняясь конкретным научным содержанием, открывают новые грани в обсуждаемых проблемах. [1]
Диалектический подход, развиваемый в Философских тетрадях, побуждает Ленина по-новому оценить идеализм. Рассуждения идеалистов, в том числе кантианцев, махистов и других, не надо отвергать с порога, пишет Ленин, а исправлять их ( как Гегель исправлял Канта), углубляя, обобщая, расширяя их, поскольку идеализм - это не чепуха, а одностороннее, преувеличенное развитие одной из сторон познания, превращаемой в Абсолют. [2]
Диалектический подход к изучению природы и общества требует рассмотрения явлений в их взаимосвязи и непрестанном изменении. [3]
Диалектический подход Докучаева к выяснению сущности сельскохозяйственных и экономических явлений заключался в изучении не только следствий, но и пртин, их вызвавших. Исходя из концепции, что именно почвы лежат в основе главнейших факторов, влияющих на ценность и доходность земли. Докучаев полагал, что при оценке земель исследование должно быть начато с основного фактора, который и должен служить фундаментом для всех других факторов, связанных с ним генетически. [4]
Диалектический подход к изучению малых групп позволяет вскрыть ряд принципов, обусловливающих их возникновение и функционирование. [5]
Диалектический подход требует принимать во внимание процесс перехода количественных изменений в коренные качественные изменения. [6]
Диалектический подход требует изучения явлений в свете борьбы противоположностей - борьбы между старым и новым, отмирающим и нарождающимся, отживающим и развивающимся. [7]
Диалектический подход к классификации методов заключается в том, чтобы, устанавливая различие, видеть их связь и взаимопроникновение. [8]
Последовательный диалектический подход к развитию знания обнаруживает не только возникновение альтернативных точек зрения, но и содержательные взаимосвязи между ними. Конкуренция альтернативных концепций может привести не только к фальсификации одной из них, но и к синтезу этих концепций на основе новой, более широкой точки зрения. [9]
Сторонники диалектического подхода отрицают постепенное развитие культуры по восходящей линии, полагая, что процессы ее развития протекают скачкообразно, с частыми переходами от разнородности к однородности, от высоких культурных образцов к примитивным и обратно. Не отрицая в принципе идеи прогресса культуры, эти ученые полагают, что путь любой культуры к высшим и гуманным образцам извилист, противоречив, конфликтен и характеризуется частыми отступлениями от линии прогресса. [10]
Задачей диалектического подхода является нахождение рациональных компромиссов, ведущих к организационно-экономической оптимизации решений. [11]
Сторонники диалектического подхода отрицают постепенное развитие культуры по восходящей линии, полагая, что процессы ее развития протекают скачкообразно, с частыми переходами от разнородности к однородности, от высоких культурных образцов к примитивным и обратно. Не отрицая в принципе идеи прогресса культуры, эти ученые полагают, что путь любой культуры к высшим и гуманным образцам извилист, противоречив, конфликтен и характеризуется частыми отступлениями от линии прогресса. [12]
В марксистском, диалектическом подходе к решению вопроса о мирном и вооруженном способах завоевания рабочим классом власти ярко проявился творческий гений Ленина. [13]
Ярким примером диалектического подхода к объяснению различных форм движения материи могут служить взгляды Менделеева на проблему классификации естественных наук. Разработанная им систематизация, несомненно, во многом перекликается с представлениями Энгельса. [14]
В этих условиях диалектический подход к науке ( независимо от того, как он применялся - стихийно или сознательно) оказался способным устранять разграничительные рубежи между научными дисциплинами и выявлять естественные их связи. [15]