Cтраница 1
Порядковый подход к анализу полезности и спроса в основе своей опирается на ту же теоретическую базу, что и количественный подход, поскольку он не отвергает ни один закон, положенный в основу количественного подхода. Принципиальная особенность порядкового подхода состоит в том, что он вообще не требует от потребителя измерения уровня полезности благ в каких-либо единицах и ограничивается лишь способностью потребителя упорядочивать различные блага, представленные в виде соответствующих наборов, с позиции их предпочтительности. Порядковый подход опирается на следующие аксиомы. [1]
Порядковый подход к анализу полезности и спроса является более современным и основывается на гораздо менее жестких предположениях, чем количественный подход. От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. [2]
Порядковый подход базируется на следующих аксиомах. [3]
Порядковый подход предполагает, что потребитель выбирает наиболее предпочтительный для себя набор товаров из множества ему доступных. С точки зрения этого подхода можно полнее раскрыть и проанализировать поведение потребителя: установить систему его предпочтений, выявить доступность наборов благ, вскрыть механизм потребительского выбора и свойства лучших из доступных наборов, выяснить, как изменяется выбор потребителя при изменении множества доступных наборов. Во всех этих случаях от потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в искусственных ( типа ютилей) единицах. Он должен быть способен упорядочить все возможные наборы товаров по их предпочтительности. [4]
Порядковый подход базируется на следующих принципах. [5]
При порядковом подходе используются кривые и карта безразличия. [6]
Основную сложность в порядковом подходе представляет построение кривых безразличия. Каждая кривая безразличия объединяет множество равнополез-ных ( равноценных), разумеется с точки зрения конкретного потребителя, наборов благ. Следовательно, прежде чем строить такие кривые, необходимо образовать группы равнополезных наборов. Поскольку все наборы, включенные в одну группу, связаны друг с другом знаком безразличия ( -), то и кривая, объединяющая местоположения этих наборов в системе координат X и Y, также называется кривой безразличия. [7]
Заметим прежде всего, что порядковый подход вовсе не исключает возможности присвоения полезно-стям товарных наборов некоторых численных значений. [8]
Такие механизмы раскрываются либо согласно количественному подходу, когда каждому действию ОС приписывается количественная оценка его эффективности ( полезности), либо согласно качественному порядковому подходу, когда действия упорядочиваются и выделяется наиболее предпочтительное из них. [9]
Порядковый подход к анализу полезности и спроса в основе своей опирается на ту же теоретическую базу, что и количественный подход, поскольку он не отвергает ни один закон, положенный в основу количественного подхода. Принципиальная особенность порядкового подхода состоит в том, что он вообще не требует от потребителя измерения уровня полезности благ в каких-либо единицах и ограничивается лишь способностью потребителя упорядочивать различные блага, представленные в виде соответствующих наборов, с позиции их предпочтительности. Порядковый подход опирается на следующие аксиомы. [10]
Так, если функция U ( x) отвечает требованию, что потребитель придает большее значение тем наборам товаров, которые для него предпочтительнее, и одинаковое значение равноценным наборам товаров, то любую подобную функцию можно считать функцией порядковой полезности. С учетом приведенных выше принципов, на которых базируется порядковый подход, а также некоторых ограничений, например по доходу и ценам товаров, порядковая функция могла бы быть использована как стандартная оптимизационная задача максимизации полезности Однако в: жономичес - кой теории отдается приоритет графическим, более доступным методам исследования, в том числе и в анализе предпочтении потребительского выбора широко используемому методу кривых безразличия. [11]
Порядковый подход к анализу полезности и спроса в основе своей опирается на ту же теоретическую базу, что и количественный подход, поскольку он не отвергает ни один закон, положенный в основу количественного подхода. Принципиальная особенность порядкового подхода состоит в том, что он вообще не требует от потребителя измерения уровня полезности благ в каких-либо единицах и ограничивается лишь способностью потребителя упорядочивать различные блага, представленные в виде соответствующих наборов, с позиции их предпочтительности. Порядковый подход опирается на следующие аксиомы. [12]
Приведенное рассуждение очень нестрогое. Оно не учитывает возможности уже упоминавшегося парадокса Гиффена. Этот парадокс будет проанализирован в дальнейшем с помощью порядкового подхода к анализу полезности и спроса. [13]
Этот подход, требующий от теории поведения потребителя значительно менее жестких допущений, чем количественный подход, выглядел в глазах экономистов и более близким к реальности. Очевидно, однако, что первой жертвой отказа от предположения об измеримости полезности должна была пасть предельная полезность, а, следовательно, и вся теория спроса, рассмотренная нами в предыдущей лекции. Все же после того, как была построена теория спроса, основывающаяся на порядковом подходе к функции полезности, количественный подход уступил место порядковому. Первые шаги в этом направлении были сделаны в начале XX века итальянским экономистом В. [14]
АНТОН: И поэтому получается, что влияние заме-щаемости при увеличении количества хлеба приводит к снижению полезности того же количества сухого печенья, а влияние дополняемости - к увеличению полезности того же количества масла. ИГОРЬ: Конечно, мы таким образом переходим к использованию кривых или поверхностей одинаковой полезности. Потребителю теперь не обязательно численно определять уровень полезности, можно просто различать, какой набор более полезен, а какой менее. И в связи с этим, Антон, не считаешь ли ты, что порядковый подход перечеркивает количественный. АНТОН: Мне кажется, что при помощи порядковой полезности экономистам удалось отказаться от неуловимой внутренней количественной оценки полезности, которую, может быть, производит отдельный потребитель, но никогда не наблюдает исследователь. [15]