Cтраница 2
Находятся сторонники утверждения, что такая точка зрения означает нарушение закона причинности. Ведь если одна и та же измерительная линейка, с точки зрения системы S, имеет различную длину соответственно тому, покоится она в системе S или движется относительно нее, то, говорят они, должна существовать причина этого изменения. Эйнштейновская же теория не приводит никакой причины; наоборот, она утверждает, что сокращение длин появляется само по себе как обстоятельство, присущее самому факту движения. [16]
К счастью, возможно объяснять мир, не обращаясь к законам причинности. Все действует согласно своей природе. Поскольку не существует различий между естественным и сверхъестественным, все вопросы могут быть разрешены путем одушевления объектов, дух которых влияет на все события. Это влияние все объясняет и снимает возможность внутренних противоречий. Большинство объектов окажется под властью подобных сил, поскольку в отсутствие причинно-следственных законов их поведение представляется неоднозначным. [17]
В ее основе лежала безусловная вера, что природа управляется законами однозначной причинности и всякая неопределенность, дающая волю истинному случаю, ей чужда. [18]
Можно думать, что свободы воли нет и поведение электрона диктуется законами причинности в классическом понимании этого слова. Эти законы пока не познаны, но наука их раскроет. [19]
Можно думать, что свободы воли нет и поведение электрона диктуется законами причинности в классическом понимании этого слова. Эти законы пока не познаны, но аука их раскроет. [20]
Бор, Гейзенберг и некоторые другие физики считают, что соотношение неопределенности приводит к отрицанию закона причинности, без которого невозможно точное изучение явлений. Из того факта, что невозможно для некоторого момента, точно задать положение и скорость частицы, вытекает, что невозможно точно предсказать и дальнейшее ее движение. Однако здесь индетерминизм лишь кажущийся. Он связан не с отсутствием строгой - причинности в законах движения, а лишь с тем, что понятия точного положения и определенной скорости теряют евой смысл в применении к частицам, как только мы наделяем последние волновыми свойствами, точно так же, как эти понятия теряют свой смысл для оптических волн. [21]
Бор, Гейзенберг и некоторые другие физики считает, что соотношение неопределенности приводит к отрицанию закона причинности, без которого невозможно точное изучение явлений. Из того факта, что невозможно для некоторого момента точно задать положение и скорость частицы, вытекает, что невозможно точно предсказать и дальнейшее ее поведение. Одним и тем же начальным состояниям материальной точки могут при наличии одних и тех же сил отвечать различные конечные состояния. Действительно, в таком узко механистическом смысле закон причинности поколеблен квантовой механикой. Однако такой индетерминизм может быть лишь кажущимся и зависеть не от физической природы явлений, а лишь от того, что квантовая механика не ставит себе целью точнее описывать явления, чем до пределов, даваемых соотношением неопределенности. В частности в квантовой механике фазовая волна описывается точно и однозначно с полным соблюдением закона причинности. Если фазовая волна отвечает реальному физическому явлению, то уже этим самым неправильно отрицать закон причинности. К сожалению, до сих пор отчетливая физическая интерпретация фазовых волн еще ускользает от нас. Мы не будем дольше останавливаться на этом сложном философском вопросе, ограничиваясь лишь-указанием на то, что помимо принципиальных затруднений, связанных с отрицанием закона причинности в его общем виде, к этому нет и достаточных физических оснований: квантовая механика наверное не последнее слово в физике, и еще преждевременно возводить выдвинутые ею противоречия в принцип. [22]
Между прочим, это игнорирование философского смысла терминов Аристотеля привело Лукасевича к совершенно неприемлемому для нас скептическому истолкованию закона причинности в заключительном параграфе 62 Философские выводы из модальной логики, согласно которому подлинно аподиктических предложений нет, а с точки зрения логики нет различия между математической и эмпирической истиной ( стр. [23]
Пример: разброс попаданий в мишень при стрельбе из мелкокалиберной винтовки; причины вроде бы одинаковые и кажется, будто нарушается закон причинности. [24]
Так как начальное положение системы не может быть точно определено, то невозможно предсказать протекание процессов, и, следовательно, закон причинности, по В. [25]
Здесь надо отметить, что наши русские махисты с поразительной наивностью подменяют вопрос о материалистическом или идеалистическом направлении всех рассуждений о законе причинности вопросом о той или иной формулировке этого закона. Конечно, это чистейшие пустяки, и Вундт имел полное право посмеяться над этой переменой слова ( S. [26]
Одни области теоретической физики пришли к размышлениям о происхождении и истинной природе вселенной, другие начали подвергать сомнению философские убеждения, вроде законов причинности, которые на протяжении веков считались неоспоримыми. [27]
Однако, учет условий дает представление о таких явлениях как составленных из нескольких ( или множества) однолинейных цепей, наложенных друг на друга; закон причинности здесь соблюдается. Кстати, заявления некоторых физиков о существовании в квантовой механике вероятностной связи причины со следствием оказываются некорректными; говоря о единичной причинно-следственной связи, на самом деле представляют вероятностную связь в разветвляющихся цепях причинения. [28]
Таким образом, вступая в разногласие с Аристотелем, Лукасевич лишний раз демонстрирует, какими последствиями чревата концепция, подвергающая сомнению объективность нашего знания, - попытка обойти закон причинности, выдвинув на его место чистый пробабилизм: пробабилизм допускает только гипотетическое знание и усматривает в законах науки лишь более или менее вероятные обобщения. [29]
Таким образом, состояние системы микрочастиц, определенное в соответствии с требованиями квантовой, а не классической механики, однозначно вытекает из предшествующего состояния, как того требует закон причинности. [30]