Cтраница 2
Основы водного законодательства СССР состоят из преамбулы и пяти разделов, включающих 46 статей. [16]
Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик; государственными и отраслевыми стандартами по охране водных объектов от загрязнения; Инструкцией о порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование; Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами; Рекомендациями по предотвращению загрязнения водных объектов производственными сточными водами тепловых электростанций; Руководящими указаниями по очистке производственного конденсата; Типовой инструкцией по обслуживанию установок очистки производственных сточных вод тепловых электростанций; Рекомендациями по выбору схем и оборудования для бессточных систем золоудаления тепловых электростанций; Рекомендациями по приемке, пуску и наладке установок очистки производственных сточных вод; инструкциями, составленными энергопредприятиями на основании типовых применительно к местным условиям. [17]
Основами водного законодательства Союза ССР предусмотрено обеспечение разнопланового использования вод с первоочередным удовлетворением питьевых и бытовых нужд, использование водных ресурсов при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию предприятий и при внедрении новой ехнологии производства. [18]
Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик применяются к водным отношениям, возникшим после введения в действие Основ, то есть с 1 сентября 1971 года. [19]
Основы водного законодательства Союза ССР базируются на огромном опыте нашего государства, накопленном за годы Советской власти в области использования и охраны вод. Его принятию предшествовала большая разносторонняя подготовительная работа, позволившая учесть хозяйственные, экономические, правовые и социальные вопросы, связанные с вводом в действие Основ водного законодательства. Как известно, проект Основ водного законодательства был опубликован в широкой печати для обсуждения и внесения предложений по нему. [20]
Помимо названных водное законодательство в качестве самостоятельных объектов охраны указывает также ледники, снежники, берега рек, находящиеся на дне водоемов общераспространенные полезные ископаемые, например гравий, песок, а также сапропель и другие, а также порядок деятельности на водоемах, в том числе установленный для производства гидротехнических работ, эксплуатации водохранилищ, регулирующий правила безопасности гидротехнических сооружений и многое другое. [21]
В Основах водного законодательства подчеркнуто, что предприятия, организации и учреждения обязаны принимать меры к полному прекращению сброса в водные источники сточных вод, содержащих загрязняющие вещества. Предприятия, пользующиеся водой для промышленных целей, обязаны, принимать меры к сокращению расхода воды и прекращению сброса сточных вод, совершенствуя технологию производства и схемы водоснабжения путем применения безводных технологических процессов, воздушного охлаждения, оборотного водоснабжения и других технических приемов. [22]
Такая система водного законодательства соответствует ленинскому принципу демократического централизма и социалистическим принципам федеративного устройства нашего государства - Союза Советских Социалистических Республик. [23]
В Основах водного законодательства СССР и Союзных республик, утвержденных в декабре 1970 г., указано, что запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых предприятий, цехов, агрегатов и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение рек, озер и других водоемов или вредное на них воздействие. [24]
Согласно Основам водного законодательства лица, виновные в загрязнении и засорении водоемов, несут уголовную или административную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик. [25]
В Основах водного законодательства СССР и союзных республик, принятых Верховным Советом СССР в 1970 г., отмечено, что использование подземных вод питьевого качества для нужд, не связанных с питьевым и бытовым водоснабжением, как правило, не допускается. Лишь в районах, где отсутствуют необходимые поверхностные водные источники и имеются достаточные запасы подземных вод питьевого качества, может быть разрешено использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и бытовым водоснабжением. [26]
В Основах водного законодательства Союза ССР и союзных республик подчеркнута необходимость осуществления мер по пре - дотвращению загрязнения бассейнов рек и морей промышленными отходами и неочищенными сточными водами. [27]
В Основах водного законодательства Союза ССР и союзных республик сформулированы общие требования, регламентирующие охрану вод от загрязнения и истощения. Экспедиционные суда и суда обеспечения находятся под контролем санитарной инспекции и инспекции Регистра СССР. Экипажи судов обязаны соблюдать предъявляемые им этими инспекциями требования по недопущению загрязнения вод морей и океанов. [28]
В Основах водного законодательства Союза ССР и союзных республик прямо указано, что водные объекты предоставляются в пользование прежде всего для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения. Использование подземных вод питьевого качества для нужд, не связанных с питьевым и бытовым водоснабжением, вообще практически не допускается. Таким образом, водное законодательство непосредственно нацеливает предприятия коммунального водоснабжения, большая часть которых в качестве источников использует подземные воды, на ограничение и максимальное сокращение отпуска воды на производственные цели. В развитие этого законодательного акта Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации предусмотрено, что использование питьевой воды в технических процессах, не требующих воды такого качества, может быть допущено в порядке исключения по специальному разрешению водопроводно-кана-лизационных предприятий. Таким обра зом, на указанные предприятия возложена функция регулирования отпуска питьевой воды промышленности, исходя из условий ее целесообразного расходования на технические цели. [29]
Согласно Основам водного законодательства Союза ССР и сточных республик, должностные липа и ответственные за эксплуатацию очистных сооружений несут материальную или уголовную ответственность за загрязнение и засорение водоемов, ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или вредное воздействие на них. [30]