Cтраница 2
Таким образом, впервые в истории горного законодательства нашей страны не только применено выражение охрана недр, но и сформулировано его содержание. Органам горного надзора предоставлялось право привлекать к уголовной ответственности лиц, нарушающих законы и распоряжения об охране недр. Государственные предприятия и учреждения не освобождались от обязанности на общих основаниях возмещать убытки землепользователям. [16]
Развитие законодательства о недрах в рамках горного законодательства Российской Федерации / / Дело и право. [17]
Новые социально-экономические условия и частично отражавшее их новое горное законодательство обусловили изменение организационных форм разведывания полезных ископаемых. [18]
В начале XIX столетия был осуществлен ряд реформ горного законодательства. Этим законодательным актом был сделан шаг к установлению начал горной свободы на казенных землях: каждому предоставлялось право искать здесь руды и возобновлять туне-лежащие рудники, под условием обязательной поставки руды на казенные заводы. [19]
Эти законы были приняты в соответствии с Основами земельного, водного, лесного и горного законодательства Союза ССР и союзных республик, Законами СССР об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира. С принятием в 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик стали развиваться как самостоятельные водное, лесное, горное отрасли права и законодательства, получив научное и официальное признание в качестве таковых. Однако в тот период и до сих пор не получило требуемого развития право о регулировании использования и охраны растительного мира вне лесов. [20]
Если на протяжении всей предшествовавшей истории России основной и самый мучительный вопрос горного законодательства заключался в том, кому должны принадлежать недра земли - собственникам поверхности, горнопромышленникам или государству, то социалистическая революция сняла сам этот вопрос, ликвидировав вообще частную собственность на все средства производства, включая земную поверхность и недра. [21]
Несоответствие выданных лицензий действующему законодательству обусловлено главным образом несоответствием законодательства субъектов РФ федеральному горному законодательству, а также недостаточной обеспеченностью нормативными документами по лицензированию; отсутствием опыта в вопросах лицензирования; недостаточной юридической подготовкой исполнителей. [22]
Обращает на себя внимание высокая ( теоретически) степень поощрения поисково-разведочной инициативы, в чем горное законодательство первых лет советской власти превзошло таковое Российской Империи, а также современные законы. Здесь и право выдачи дозволительного свидетельства на разведку на основе первооткрывательства, первозаяв-ления или первопрогноза, здесь и льготы первооткрывателю-разработчику, здесь даже переуступка льготных прав первооткрывательства, стимулирующая развитие поисков месторождений как самостоятельной отрасли. Почти ничего из этого перечня мы не видим в законопроектах нашего времени. [23]
В специальной части, построенной в соответствии со структурой Устава Горного, рассматривались общие принципы горного законодательства, подзаконные акты, не вошедшие в Устав, система центрального и местного горного управления, нормы, регулирующие отношения частного и казенного горного промысла, особенности горного промысла в области Войска Донского и на горных заводах, находящихся в ведении Министерства Императорского Двора, наказания за нарушение горных постановлений. [24]
При этом добровольная передача союзными республиками своих прав в ведение верховных органов власти Союза ССР на установление Основ земельного, водного, лесного и горного законодательства не означала и не означает, что союзные республики утратили в полной мере право собственности на землю, недра, воды и леса, находящиеся на их территории. Они сохранили и сохраняют важные функции по осуществлению ими права государственной собственности на землю и ее природные богатства, но осуществляют эти функции в рамках не только ими изданного, но и общесоюзного земельного законодательства. Это в известной мере ограничивает их права по осуществлению права государственной собственности на землю и ее природные богатства. [25]
Первым министром финансов был назначен граф Васильев3, с именем которого связаны мероприятия по улучшению счетоводства, утверждение устава о государственных лесах, разработка основ горного законодательства. [26]
В литературе используются различные названия для обозначения сферы правового регулирования в данной области: законодательство о недрах и / или о недропользовании, горное право и горное законодательство, геологическое право. В принципе все они, учитывая некоторые нюансы, регламентируют деятельность, связанную с использованием недр и содержащихся в них запасов минерального и иного сырья, с ведением горных и других работ, а поэтому могут расцениваться как синонимы или смежные понятия. [27]
Для Надыра Уразметова был установлен порядок и механизм закрепления за ним вновь найденных месторождений, а также организации компании для строительства заводов, в соответствии с горным законодательством империи. [28]
Известный энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [128], изданный в 1893 г., содержал помимо статей, посвященных технике горных работ, статьи юридического характера, в частности, большую статью Горное законодательство, а также статьи Горная подать, Горная полиция, Горная регалия, Горная свобода. [29]
Союзные республики, вошедшие в Союз ССР и сохранившие свой суверенитет, в целях установления единства основных начал государственного строительства и сотрудничества переуступили ряд своих суверенных прав, в том числе и таких, как установление Основ земельного, водного, лесного, горного законодательства верховным органам власти Союза ССР. [30]