Горное законодательство - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Если человек знает, чего он хочет, значит, он или много знает, или мало хочет. Законы Мерфи (еще...)

Горное законодательство

Cтраница 3


Интенсивное развитие горного производства в России в середине прошлого века, сопровождавшееся серьезной модернизацией технических средств, технологий и организации работ, с одной стороны, а также изменением общественных отношений, особенно в связи с отменой крепостного права, с другой стороны, обусловили коренной пересмотр горного законодательства. Необходимость этого была отмечена еще в 1857 г., когда по представлению министра финансов ( в тот период горное производство находилось в ведении Министерства финансов) Государственный совет постановил приступить к составлению полного проекта новых узаконений, до горного промысла относящихся, что и было Высочайше утверждено 13 мая 1857 г. Работа растянулась почти на четыре десятилетия.  [31]

В последующие годы, вплоть до начала 90 - х годов, в России крупных теоретических работ по горному праву не было за исключением книги Н.Б. Мухитдинова Основы горного права [155], опубликованной в 1983 г. В результате к моменту перехода экономики на рыночные механизмы российская юриспруденция оказалась не готовой к формированию отечественного горного законодательства и вынуждена была воспользоваться зарубежным опытом.  [32]

На стыке горного и водного права находятся отношения, связанные с использованием подземных вод и подземных водных объектов. По горному законодательству они являются частью недр.  [33]

Глава содержала 74 отдельные статьи, что по современным масштабам вполне соответствует самостоятельному закону. В отличие от современного горного законодательства, которое почти целиком посвящено вопросам раздачи участков недр в пользование и практически не регулирует вопросы разработки недр и контроля их использования, Устав Горный в этом плане сохранял необходимый баланс.  [34]

НЕДРА - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовой режим НЕДР регламентируется горным законодательством. К НЕДРАМ относятся только природные объекты - сплошные породы, породы, находящиеся в жидком и парообразном состоянии, и имеющиеся между пород естественные пустоты. Правовой режим искусственных объектов в НЕДРАХ - подземных сооружений и выработок - определяется горным законодательством лишь в пределах, необходимых для охраны НЕДР и безопасности горных работ. Правовой режим подземных вод определяется также и водным законодательством. По законодательству РФ НЕДРА предоставляются в пользования для: геологического изучения; добычи полезных ископаемых, в т.ч. для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образования особо охраняемых геологических объектов ( научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и др.); сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Пользователями НЕДР могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в т.ч. юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательством. НЕДРА предоставляются в пользование на основе лицензий, т.е. документов, удостоверяющих право их владельцев на пользование участками НЕДР в определенных границах и в соответствии с указанными целями в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных требований и условий. Предоставление лицензий на пользование НЕДРАМИ осуществляется одновременно с предоставлением земельного участка в соответствии с земельным законодательством.  [35]

К эпохе Петра I относится и появление в России горного законодательства. Первым законодательным распоряжением Петра I по горной части являлся Указ 2 ноября 1700 г., который обязывал всякого, кто в Москве и в городах ведает или впредь сведает на государевых или на чьих-нибудь землях золотую и серебряную и медную или иные какие руды, извещать об этом правительство: изветчикам обещано жалованье, тому же, кто руду скроет, указ угрожал наказанием.  [36]

В одной из резолюций конференции под названием Стратегия Африки на 70 - е годы подчеркивается необходимость объединения усилий стран африканского континента для проведения совместных исследований, добычи и использования природных богатств материка. В резолюции отмечается важность сотрудничества стран - соседей в выработке единого горного законодательства и правил обмена геологической и технической информацией по разработке важнейших природных ресурсов, а также в подготовке африканских специалистов в этой области.  [37]

Утвержденные Верховным Советом СССР Основы законодательства о недрах определяют главные положения, касающиеся регулирования горных отношений. Они объединяют многие нормативные акты, принятые в разные годы, значительно развивают и дополняют существовавшее горное законодательство.  [38]

Наиболее полно регулирование использования и охраны растительного мира осуществлено в лесном законодательстве. Что же касается растительного мира вне лесов, то отношения по поводу его объектов фрагментарно регулируются земельным, водным, горным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях. Так, Водный кодекс РФ ( ст. 92) устанавливает обязанность водопользователей не допускать ухудшения среды обитания растительного мира. Для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях Федеральный закон Об особо охраняемых природных территориях ( ст. 22) предусматривает создание ботанических государственных заказников, а в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира - дендрологических парков и ботанических садов. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений заносятся в Красную книгу РФ, в которой предусмотрен режим их использования и охраны.  [39]

В связи с этим в царствование Александра I было признано необходимым пересмотреть ранее изданные акты и сформировать новое горное законодательство. В 1806 г. был издан проект Горного положения.  [40]

В XVIII-XIX веках, вплоть до 1917 г., вопросы изъятия и предоставления земельных участков для нужд недропользования регулировались земельным и горным законодательством [6] Российской Империи. В первые годы советской власти законодательство придавало вопросам предоставления земельных участков для поиска, разведки и освоения месторождений полезных ископаемых важное значение. Соответствующие нормы были предусмотрены и земельным и горным законодательством.  [41]

В эти годы в Институте Корпуса Горных Инженеров, впоследствии в Горном институте имени Императрицы Екатерины II ( в настоящее время Санкт-Петербургский горный университет), в качестве самостоятельной дисциплины преподавались основы горного законодательства.  [42]

Для нужд недропользования земельные участки обычно предоставляются в срочное или бессрочное пользование на различных ус ловиях и в различной форме. Все эти вопросы регулируются обычно земельным законодательством субъекта Федерации и актами органов местного самоуправления. Горное законодательство регламентирует порядок использования уже предоставленных земельных участков, а экологическое законодательство - проблемы рекультивации и восстановления земель. Неурегулированным пока остается вопрос возврата земель. Здесь действуют общие нормы земельного, гражданского и административного права.  [43]

В общей части приведен исторический очерк развития основных начал горного законодательства в странах Западной Европы и в России, рассмотрены общие задачи горного законодательства, типы законодательств в связи с различными видами права собственности на недра ( королевская, общественная, смешанная), место горного законодательства в системе отраслей права.  [44]

Исследование и развитие экологического права как отрасли правовой науки осуществляется специализированными научными учреждениями, а также в рамках вузовской науки. Так, в системе Российской академии наук эти задачи призваны решать Центр эколого-правовых исследований, а также сектор земельного права Института государства и права РАН. В Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ функционируют Отдел аграрного и экологического законодательства и Отдел горного законодательства.  [45]



Страницы:      1    2    3    4