Cтраница 2
Говоря кейнсианским языком, увеличения реальных инвестиционных расходов, которое призвана обеспечить политика дешевых денег ( рис. 15 - 2), на практике не происходит. Ожидаемая норма чистой прибыли от инвестиций остается неизменной, так как цена капитала повышается в тесной связи с ценой дополнительной продукции, которую этот капитал позволяет произвести. Номинальная процентная ставка тоже поднимается прямо пропорционально уровню цен, в результате чего реальная процентная ставка остается неизменной. Следовательно, не происходит никакого увеличения реальных инвестиционных расходов и реального ВВП. [16]
Вывод: в отличие от стимулирующей фискальной политики, которая сокращает чистый экспорт, политика дешевых денег увеличивает чистый экспорт. Изменения международных валютных курсов, вызванные изменениями процентной ставки в США, усиливают кредитно-денежную политику внутри страны. [17]
В столбце ( 1) табл. 15 - 3 в обобщенном виде представлена вся цепочка событий, связанных с политикой дешевых денег. [18]
Глядя на рис. 15 - 2в, легко заметить, что в экономике, пребывающей на горизонтальном, или рецес-сионном, отрезке кривой совокупного предложения, политика дешевых денег смещает кривую совокупного спроса вправо от ADl к AD2 и оказывает сильное воздействие на реальный ВВП и занятость, но практически не влияет на уровень цен. [19]
Так, в 1991 и 1992 гг. ФРС значительно снизила процентные ставки для стимулирования затухающей экономической активности. Однако политика дешевых денег весьма медленно увеличивает объем производства и сокращает занятость. [20]
Первоначально экономика выходила из спада 1990 - 1991 гг. довольно медленно, но в 1993 г. реальный ВВП стал резко увеличиваться. Опасаясь, что политика дешевых денег и низкая процентная ставка в конце концов подтолкнут экономику к новому витку инфляции, ФРС в 1994 г. обратилась к политике дорогих денег. Она прибегла к операциям на открытом рынке для повышения процентной ставки по федеральным фондам и, таким образом, базовой процентной ставки. [21]
ТРО придерживается точки зрения, согласно которой общая реакция населения на собственные ожидания делает совершенно неэффективной дискреционную стабилизационную политику. Предположим, руководящие кредитно-денежные ведомства провозгласили политику дешевых денег. [22]
Естественно, что колебания спроса на деньги и предложения денег формируют денежный рынок, так называемую равновесную ставку процента или цену денег. Здесь уже денежный рынок связан с политикой дорогих и дешевых денег, что является прерогативой Центрального банка и будет рассмотрено специально в главе Финансово-кредитная система ( гл. [23]
Как эта обратная связь между графиками 15 - 2в и 15 - 2а влияет на кредитно-денежную политику. Наличие такой связи означает, что рост ВВП, вызванный политикой дешевых денег, увеличивает спрос на деньги, отчасти ослабляя эффект политики дешевых денег по понижению процента. Политика дорогих денег ведет к сокращению номинального ВВП. Но это уменьшает спрос на деньги и ослабляет первоначальный эффект политики дорогих денег, состоящий в повышении процентной ставки. Эта обратная связь, как мы увидим позже, составляет ядро реальной политической дилеммы. [24]
Воздействие кредитно-денежной политики образует цепочку причинно-следственных связей: а) политические решения влияют на резервы коммерческих банков; б) изменение резервов сказывается на денежном предложении; в) изменение денежного предложения приводит к изменению процентной ставки; г) изменение процентной ставки воздействует на объем инвестиций; д) изменение инвестиций отражается на совокупном спросе; е) изменение совокупного спроса воздействует на равновесный реальный ВВП и уровень цен. В табл. 15 - 3 в обобщенном виде представлены основные черты политики дешевых денег и политики дорогих денег. [25]
Учитывая такую неопределенную продолжительность временного разрыва, применение дискреционной кредитно-денежной политики для подстройки экономики к циклическим подъемам и спадам может иметь обратный эффект и только усилить циклические колебания. Например, предположим, что различные экономические показатели предвещают некоторый спад и в действие вводится политика дешевых денег. Но представим теперь, что в течение последующих 6 месяцев экономическое положение изменилось по причинам, никак не связанным с государственной политикой, и начался переход к циклической фазе инфляционного подъема. В этот момент эффект политики дешевых денег начинает сказываться и усиливает инфляцию. [26]
Вывод: политика дешевых денег, предназначенная для смягчения безработицы и ускорения вялого роста, совместима с задачей корректировки дефицита торгового баланса. Наоборот, если изначально экспорт значительно превышал импорт, то есть Соединенные Штаты имели крупное положительное сальдо торгового баланса, - политика дешевых денег еще увеличит этот избыток. [27]
Все эти ответные действия направлены на предотвращение ожидаемого нежелательного воздействия инфляции на реальные доходы рабочих, фирм и кредиторов. Но такое коллективное поведение ведет к повышению уровней заработной платы и цен, и таким образом увеличение совокупного спроса, вызванное политикой дешевых денег, полностью перекрывается ростом цен и заработной платы. Следовательно, реальный объем производства и уровень занятости не возрастают. [28]
Как эта обратная связь между графиками 15 - 2в и 15 - 2а влияет на кредитно-денежную политику. Наличие такой связи означает, что рост ВВП, вызванный политикой дешевых денег, увеличивает спрос на деньги, отчасти ослабляя эффект политики дешевых денег по понижению процента. Политика дорогих денег ведет к сокращению номинального ВВП. Но это уменьшает спрос на деньги и ослабляет первоначальный эффект политики дорогих денег, состоящий в повышении процентной ставки. Эта обратная связь, как мы увидим позже, составляет ядро реальной политической дилеммы. [29]
Имеет ли политика дешевых денег подобные последствия. Как показано в столбце ( 1) табл. 15 - 4, нет. Политика дешевых денег, или стимулирующая кредитно-денежная политика, действительно порождает эффект чистого экспорта, но его направленность прямо противоположна той, какую вызывает стимулирующая фискальная политика. Политика дешевых денег снижает процентную ставку внутри страны, а не поднимает ее. Снижение процентной ставки сокращает приток финансового капитала в Соединенные Штаты. [30]