Cтраница 3
Политика дорогих денег, если проводить ее достаточно энергично, действительно способна сократить резервы коммерческих банков настолько, чтобы вынудить их ограничить объем кредитов. Это означает и ограничение предложения денег. Но политика дешевых денег сталкивается с проблемой, которую выражает пословица: Можно подвести коня к воде, но нельзя заставить его пить. Политика дешевых денег в состоянии обеспечить коммерческим банкам избыточные резервы, необходимые для выдачи ссуд. Однако она не способна гарантировать, что банки действительно будут предоставлять ссуды и предложение денег увеличится. [31]
S-2. Альтернативные взгляды на передаточный кредитно-денежный механизм. [32] |
Например, вспомните из рис. 15 - 2, что кредитно-денежная политика относительно неэффективна, если кривая спроса на деньги полога, а кривая спроса на инвестиции крута. Кроме того, возможно неблагоприятное смещение кривой спроса на инвестиции, при котором изменение процентной ставки не влияет на инвестиционные расходы пли влияет очень слабо. Не слишком эффективна политика дешевых денег и в том случае, если банки и другие депозитные учреждения не стремятся швать ссуды или население не проявляет желания брать кредиты. [33]
Кредитно-денежная политика в этот период преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика, и предполагает проведение кредитной экспансии. В это время проводится политика дешевых денег. На практике это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций. [34]
На рис. 23.6 это показано смещением совокупного спроса из положения АВЪ в положение АО, на классическом, или вертикальном, отрезке кривой совокупного предложения. Само собой разумеется, что политика дешевых денег явно неуместна, когда экономика достигла или близка к состоянию полной занятости. Рисунок 23.6 указывает причину: она привела бы к высокой инфляции. [35]
На рие 23.6 это показано смещением совокупного спроса из положения AD3 в положение ADX на классическом, или вертикальном, отрезке кривой совокупного предложения. Само собой разумеется; что политика дешевых денег явно неуместна, когда экономика достигла или близка к состоянию полной занятости. Рисунок 23.6 указывает причину: она привела бы к высокой инфляции. [36]
Допустим, экономика преодолевает спад и движется в настоящее время к полной занятости, при этом совокупные расходы, объем производства, уровни занятости и цен растут. Расширяющийся объем экономической деятельности вызывает увеличение спроса на деньги и тем самым повышает процентную ставку. Если в этих условиях цель руководящих кредитно-денежных ведомств заключается в стабилизации процентных ставок, они прибегнут к политике дешевых денег. Но такая стимулирующая кредитно-денежная политика увеличит совокупные расходы в тот момент, когда экономика и так уже находится на грани инфляционного бума. Таким образом, попытка стабилизировать процентные ставки лишь раздувает уже занявшийся пожар инфляции и делает экономику менее устойчивой. Подобный же сценарий ( но с обратным знаком) разыгрывается и в том случае, когда экономика движется к спаду. [37]
Но ситуация осложняется разницей в интересах основных групп. Экспортерам выгодно падение национальной валюты, а импортерам - ее повышение. Финансовым институтам ( банки, фонды и т.п.) выгодна высокая инфляция, а потребителям заемных денег ( промышленные и торговые предприятия) - выгодна политика дешевых денег. Владельцам недвижимости выгоден рост цен на землю, а не имеющим таковой - это невыгодно. [38]
Политика дорогих денег, если проводить ее достаточно энергично, действительно способна сократить резервы коммерческих банков настолько, чтобы вынудить их ограничить объем кредитов. Это означает и ограничение предложения денег. Но политика дешевых денег сталкивается с проблемой, которую выражает пословица: Можно подвести коня к воде, но нельзя заставить его пить. Политика дешевых денег в состоянии обеспечить коммерческим банкам избыточные резервы, необходимые для выдачи ссуд. Однако она не способна гарантировать, что банки действительно будут предоставлять ссуды и предложение денег увеличится. [39]
Имеет ли политика дешевых денег подобные последствия. Как показано в столбце ( 1) табл. 15 - 4, нет. Политика дешевых денег, или стимулирующая кредитно-денежная политика, действительно порождает эффект чистого экспорта, но его направленность прямо противоположна той, какую вызывает стимулирующая фискальная политика. Политика дешевых денег снижает процентную ставку внутри страны, а не поднимает ее. Снижение процентной ставки сокращает приток финансового капитала в Соединенные Штаты. [40]
Согласившись с тем, что в целом экономический рост является желательным явлением, мы сталкиваемся с проблемой, какие меры государственного регулирования способны наилучшим образом стимулировать этот процесс. Уже отмечалось, что кейнси-анцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Они обычно объясняют низкие темпы развития недостаточным уровнем совокупных расходов, который не обеспечивает необходимого прироста ВНП. Поэтому ими проповедуется политика дешевых денег как способ стимулирования инвестиций. Для того чтобы высокий уровень капитальных вложений не приводил к инфляции, может использоваться финансово-бюджетная политика ограничения правительственных расходов и потребления. [41]
А совсем недавно успехи кредитно-денежной политики помогли вывести экономику - поначалу очень медленно, а затем стремительно - из спада 1990 - 1991 гг. Эти успехи весьма знаменательны, поскольку из-за огромного бюджетного дефицита в 80 - х и начале 90 - х годов фискальная политика оказалась совершенно недейственной. Бюджетная деятельность Конгресса была направлена главным образом на сокращение этого дефицита, а совсем не на стимулирование экономики. Но проводимая ФРС политика дешевых денег привела к снижению процентной ставки по коммерческим ссудам с 10 % в 1990 г. до 6 % в 1993 г. Как и следовало ожидать, результат незамедлил сказаться: инвестиционные и чувствительные к процентной ставке потребительские расходы быстро возросли, вызвав увеличение реального ВВП. [42]
Учитывая такую неопределенную продолжительность временного разрыва, применение дискреционной кредитно-денежной политики для подстройки экономики к циклическим подъемам и спадам может иметь обратный эффект и только усилить циклические колебания. Например, предположим, что различные экономические показатели предвещают некоторый спад и в действие вводится политика дешевых денег. Но представим теперь, что в течение последующих 6 месяцев экономическое положение изменилось по причинам, никак не связанным с государственной политикой, и начался переход к циклической фазе инфляционного подъема. В этот момент эффект политики дешевых денег начинает сказываться и усиливает инфляцию. [43]
Во-первых, центральный банк начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, способствуя росту резервов коммерческих банков. Во-вторых, центральный банк снижает учетную ставку, стимулируя коммерческие банки увеличивать свои резервы за счет займов. В-третьих, понижается норма обязательных резервов, что увеличивает размер денежного мультипликатора. Такой набор решений называется политикой дешевых денег. Кредит в этих условиях становится менее дорогостоящим и более доступным, а объем совокупных расходов и занятость растут. [44]
Предположим, кривая спроса на инвестиции резко сместилась влево под влиянием пессимистических ожиданий предпринимателей. Стимулирующая фискальная политика в сочетании с политикой дешевых денег, способствуя увеличению совокупного спроса до AD, как утверждают кейнсианцы, позволяет предотвратить дефляцию. Или, если уровень цен /, негибок в сторону понижения, стимулирующая стабилизационная политика в состоянии предотвратить сокращение потенциального объема производства ( на величину QiQ2), которое произошло бы в противном случае. [45]