Cтраница 1
Государственная научно-техническая политика должна включать следующие элементы: распределение ресурсов между секторами науки и в соответствии с утвержденными социально-экономическими и научно-техническими приоритетами; косвенное стимулирование науки и освоение ее достижений путем налоговой, амортизационной, патентной, внешнеторговой политики; формирование инновационного климата в экономике; укрепление инфраструктуры обеспечения исследований и разработок, включая национальные службы НТИ, стандартизации, статистики; международное научно-техническое сотрудничество; прогнозирование научно-технического развития; оценку возможных негативных последствий НТП; стимулирование позитивного отношения общественного мнения к науке. Следует отдельно отметить резкое ограничение сферы административных способов руководства, переход к управлению наукой самим научным сообществом. Вместо жесткой регламентации сверху, которая противоречит творческому характеру интеллектуального труда, органы управления должны оказывать поддержку приоритетным и перспективным разработкам, используя косвенные рычаги управления. Целесообразно создание Национального фонда поддержки фундаментальных исследований. Должна получить развитие и сеть региональных инновационных фондов, образуемых за счет средств разработчиков и потребителей научно-технической продукции, банков. [1]
Государственная научно-техническая политика формируется и проводится при взаимодействии органов государственной власти Республики Башкортостан и органов государственной власти Российской Федерации. [2]
Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. [3]
Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. [4]
Направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Республики Башкортостан на основе специального доклада Кабинета Министров Республики Башкортостан. [5]
Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики республики, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов республики, укрепление обороноспособности Российской Федерации и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования. [6]
Неотъемлемой частью государственной научно-технической политики должно являться содействие укреплению научно-технического потенциала регионов, который по целому ряду объективных причин оказался более жизнестойким, чем в научных мегаполисах. [7]
Определение основных направлений государственной научно-технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений о реализации научных и научно-технических программ и проектов, об использовании достижений науки и техники осуществляются в условиях гласности с использованием различных форм общественных обсуждений, эспертиз и конкурсов. [8]
Важнейшим условием успешной реализации государственной научно-технической политики является концентрация научного потенциала на приоритетных направлениях науки и техники, что обеспечивает промышленность передовыми технологиями. В марте 2002 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечень критических технологий Российской Федерации. Сложность вопроса о приоритетах научных исследований состоит в том, что вывод о целесообразности преимущественного развития тех или иных направлений научной деятельности должен формироваться с учетом всего набора специальностей, определяемого необходимостью выполнения образовательной подготовки в интересах как страны в целом, так и отдельных секторов экономики. [9]
Формирование и практическое осуществление государственной научно-технической политики гражданского назначения обеспечивают Государственный комитет Республики Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию или его правопреемник совместно с Академией наук Республики Башкортостан, республиканскими органами исполнительной власти. [10]
Важнейшим средством реализации энергетической политики является государственная научно-техническая политика в области энергетики. [11]
В соответствии с настоящим Законом сферой целенаправленной государственной научно-технической политики должна стать наиболее эффективная по отдаче капитальных вложений заключительная стадия научно-технического прогресса - стадия нововведений, на которой накопленные ранее мировой практикой знания и технологии используются для организации завершенных под ключ производств новых или недостающих товаров и услуг. Создаваемая для проведения такой политики государственная инновационно-инвестиционная инфраструктура призвана выполнить роль моста, обеспечивающего продвижение мировых научно-технических достижений в производство конкретной страны или региона. [12]
Законодательство Республики Башкортостан о науке и государственной научно-технической политике включает в себя Конституцию Республики Башкортостан, настоящий Закон и принимаемые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан. [13]
Действие законодательства Республики Башкортостан о науке и государственной научно-технической политике распространяется на все научные организации на ее территории независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и подчиненности. [14]
На формирование цены этой специфической продукции значительное влияние оказывает государственная научно-техническая политика, которая должна предусматривать введение определенных льгот. Однако государство практически не помогает промышленному предприятию. В результате отсутствия льгот на рынке товаров сокращаются предложения на продукцию научно-исследовательских организаций, снижается платежеспособность спроса, сокращаются темпы внедрения достижений научно-технического прогресса, что не способствует объективному подходу к ценообразованию. [15]