Cтраница 1
Антимонопольное законодательство направлено не только против чистой монополии, но и против сговоров по сокращению производства товаров или по искусственному повышению цен, нарушающих интересы потребителей. [1]
Антимонопольное законодательство способствует реализации целей государственной отраслевой политики. Мы показали особенности тех задач, которые ставят перед собой антимонопольные органы разных стран, и тех методов, которые они используют. [2]
Антимонопольное законодательство тесно связано с общей системой мер, с помощью которых государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. Оно ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приемы монополистической деятельности, оказывает определенное воздействие на конкурентную борьбу, но никогда не задевает важнейших интересов крупных корпораций. Конкретная программа антимонопольных действий разрабатывается и проводится находящимся у власти правительством. Следовательно, эта программа входит составной частью в общую экономическую программу правительства, которое может отражать интересы отдельной предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие интересы нации и должно учитывать общую внутреннюю и внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру. Это значит, что эффективность применения антимонопольного законодательства и действенность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны. [3]
Антимонопольное законодательство создает дополнительные трудности и риски. [4]
Антимонопольное законодательство не запрещает и разорять конкурентов рыночными методами. Если новичок сопротивляется, то большая фирма начинает против него войну: ценовую на товары, переманивание ведущих сотрудников на более высокую зарплату, прямые конкурентные разработки и так далее. [5]
Антимонопольное законодательство не содержит исчерпывающий перечень оснований для получения права распоряжения голосующими акциями. Это может быть договор купли-продажи, договор комиссии, доверительного управления. Также право голоса может быть предусмотрено и договором о номинальном держателе, в соответствии с условиями которого номинальный держатель, не являясь собственником акций, получает право участвовать и по своему усмотрению голосовать на общем собрании акционеров хозяйственного общества. [6]
Антимонопольное законодательство США, содержащее жесткие определения проявления монополистической деятельности, пока считается наиболее разработанным и эффективным. Тем не менее антимонопольное законодательство США содержит ряд исключений, которые введены в него с учетом экономической, военной и политической безопасности и национальной безопасности в целом. [7]
Американское антимонопольное законодательство признало незаконными нечестные, или обманные, методы конкуренции. В их числе снижение цен ( демпинг) для подрыва позиций конкурентов, применение фальшивой рекламы продовольственных товаров, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов. [8]
Национальное антимонопольное законодательство, естественно, регулирует поведение фирм лишь на внутреннем рынке. Причем правовые нормы, действующие в различных странах, вступают в противоречие друг с другом. В связи с этим назрела острая необходимость разработки международных правил, эффективно регулирующих глобальную конкуренцию. [9]
Принятие антимонопольного законодательства является исключительной прерогативой Российской Федерации. [10]
Анализ антимонопольного законодательства зарубежных стран показывает, что правовые формы регулирования конкуренции заключаются в создании государством юридических условий существования экономической состязательности на рынке и ее поддержке, а также в признании за хозяйствующими субъектами возможности осуществлять конкурентные действия, т.е. права на конкуренцию. Правовые условия существования и развития экономической состязательности на рынке выражаются в наличии норм и институтов права, основывающихся на следующих общепризнанных в мире принципах: свободное развитие предпринимательской деятельности, всемерная охрана частной собственности, формальное равенство участников имущественных отношений, свобода договора и обеспечение охраны нарушенных прав. На них базируется система права, регулирующего маркетинговые отношения большинства стран, ориентированных на рыночные приоритеты в регулировании экономики. [11]
Начало антимонопольному законодательству было положено в США. [12]
Тем не менее антимонопольное законодательство должно решать по крайней мере три основные задачи: во-первых, способствовать разукрупнению существующих производств, во-вторых, предотвращать появление новых монополий, в-третьих, не допускать заключения соглашений между отдельными предприятиями, направленных на разделение рынка, установления монопольной цены и в конечном счете установления контроля со стороны этих предприятий. [13]
Помимо положений антимонопольного законодательства, направленных на недопущение и ограничение монополистической деятельности, Закон РФ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках предусматривает также положения, направленные на охрану хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции. Согласно ст. 4 Закона о конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательстве действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации. [14]
Первый вариант антимонопольного законодательства в России - Закон Российской Федерации О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках - был принят в 1991 году. [15]