Cтраница 1
Отраслевая политика государства осуществляется различными методами, с разной степенью непосредственной вовлеченности государства в принятие экономических решений. [1]
Активная защитная отраслевая политика использует мероприятия, имеющие конкретную направленность, но в целях предотвращения тех или иных решений фирм. Примером может послужить протекционистская внешнеторговая политика, оказывающая существенное воздействие на развитие отраслевых структур. [2]
Активная наступательная отраслевая политика характеризуется сочетанием конкретных, наряду с общими, и позитивных целей, и направленного воздействия государства на решения экономических агентов. [3]
Общей целью государственной отраслевой политики служит решение проблем, связанных с провалами рынка, для повышения общественного благосостояния. [4]
В Италии проведение отраслевой политики осуществляется Комиссией по конкуренции на рынке, которая рассматривает дела промышленных предприятий, за исключением средств массовой информации и банков, а также расследует дела о приобретениях, слияниях и создании общих филиалов. В качестве наказания предусмотрен штраф за совершение сделки без разрешения Комиссии - до 1 процента оборота в год ее совершения; штраф за сделку, которая была совершена вопреки запретительному решению Комиссии - 1 - 10 процентов оборота. [5]
Особой сферой действия отраслевой политики США является регулирование слияний и поглощений фирм - определение критериев, при которых подобное взаимодействие фирм не допускается. [6]
По большому счету, отраслевая политика непопулярна у экономистов. На практике это выглядит так, словно правительство выбирает победителей из множества фирм и отраслей. Но почему правительство решило, что оно лучше рынка может определять, какие фирмы или отрасли более перспективны. Действительно, японский экспортный сектор добился грандиозных успехов, и в этом главную роль сыграло МПВТ. [7]
Мы рассмотрим лишь некоторые сферы отраслевой политики государства: регулирование естественных монополий, внешнеторговую политику в условиях несовершенной конкуренции, а также проблемы антимонопольного регулирования. [8]
Внешнеторговая политика служит важной частью отраслевой политики государства. Оптимальная внешнеторговая политика зависит от структуры как внутреннего, так и мирового рынка товара. В условиях несовершенной конкуренции в международной торговле к повышению общественного благосостояния может привести отказ от либеральной внешнеторговой политики и использование протекционизма. В частности, оптимальной внешнеторговой политикой в условиях ценового лидерства зарубежной фирмы на внутреннем рынке является использование импортного тарифа. Если международный рынок является рынком олигополии, импортный тариф и экспортная субсидия в краткосрочном периоде могут повысить благосостояние общества. [9]
Антимонопольное законодательство способствует реализации целей государственной отраслевой политики. Мы показали особенности тех задач, которые ставят перед собой антимонопольные органы разных стран, и тех методов, которые они используют. [10]
Следовательно, оптимальный уровень конкуренции, государственной отраслевой политики в целом и антимонопольной в частности меняется в зависимости от особенностей страны, периода ее экономического развития, места в мировом хозяйстве и многих других факторов. [11]
Концепция благоприятного экономического климата ( наступательная, но пассивная отраслевая политика) предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Так, например, налоговые и финансовые льготы для мелких и средних предприятий не укладываются в рамки собственно антимонопольного регулирования, но безусловно содействуют развитию конкуренции. [12]
Пассивная и защитная отраслевая политика служит лишь прообразом отраслевой политики для большинства современных экономических систем. Одним из аргументов против выбора модели пассивной и защитной отраслевой политики является то, что ее осуществление ставило бы конкретную страну в неблагоприятное положение в системе международной торговли. Более активное антимонопольное регулирование любой страной приводит к снижению прибыли отечественных фирм в пользу зарубежных монополий как на внутреннем рынке, так и на рынке третьих стран. [13]
Управленческие функции распылены по министерствам и ведомствам, реализующим отраслевую политику. Это, по мнению специалистов, ведет к неизбежному дублированию функций при одновременном снижении ответственности управляющих субъектов. Поскольку программная и оперативная распорядительная деятельность осуществляется именно министерствами, они реализуют общие задачи противоречивыми средствами, и решение частных задач не приводит к решению общей проблемы. В сложившейся системе государственно-хозяйственного управления отсутствует эффективная межведомственная координация, поскольку сами отраслевые министерства и ведомства работают в горячем, реактивном режиме критической ситуации. Все организационные ресурсы при этом задействованы на решение конкретных отраслевых проблем. [14]
Значительный вклад в развитие экологического страхования и управление экологическими рисками вносит государственная и отраслевая политика в области безопасности деятельности опасных производственных объектов. Так, в России за последние несколько лет были приняты многочисленные документы, регламентирующие перечень объектов, подвергаемых обязательному страхованию, порядок проведения оценок рисков и страхования опасных объектов. Согласно этому перечню объекты НГК являются опасными и подлежат обязательному страхованию, в том числе экологическому, а оценка риска становится обязательным компонентом экологических оценок, в том числе эколого-эко-номических. Таким образом, экологические риски являются важнейшим объектом экономических исследований. [15]