Cтраница 1
Природоресурсное законодательство РФ и природоохранное законодательство РФ находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. [1]
Природоресурсным законодательством РФ предусмотрены случаи принудительного прекращения права пользования природными ресурсами. В законах о земле субъектов РФ предусматриваются такие меры, как принудительное прекращение права на землю ( Земельный кодекс Саратовской обл. Подобные меры предусмотрены в Лесном кодексе, Водном кодексе, Законе о недраЬ, Законе о животном мире, Законе об охране атмосферного воздуха. Подобные решения могут быть обжалованы приро-допользователем соответственно в суд или арбитражный суд. [2]
В природоресурсном законодательстве и науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользования. К числу наиболее общих относится классификация, критерием которой является объект природы. [3]
В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. С учетом неразвитости законодательства об охране и использовании растительного мира вне лесов ( а также всех особо охраняемых природных территорий) в законодательстве не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако исходя из того, что растительный мир органически связан с землей, есть основания рассматривать его также как объект права собственности. В качестве собственника растительного мира в этом случае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собственности. [4]
В природоресурсном законодательстве и доктрине права окружающей среды выделяется ряд классификаций видов природопользования. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы. [5]
В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо, чтобы он обладал дееспособностью. [6]
В природоресурсном законодательстве критерии нормирования устанавливаются применительно к отдельным охраняемым природным ресурсам. Так, критерии нормирования допустимого загрязнения водоемов даны в приложениях к Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами от 16 мая 1974 г. 1 В самих Правилах критерий загрязненности рассматривается как ухудшение качества вод вследствие изменения их органо-лептических свойств и появления вредных веществ для человека, животных, птиц, рыб, кормовых и промысловых организмов - в зависимости от вида водопользования, а также повышение температуры воды, изменяющей условия для нормальной жизнедеятельности водных организмов. Правила определяют общие требования к составу и свойствам воды объектов, используемых для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования и рыбохозяйственных целей. С учетом этих требований осуществляется нормирование и оценка таких показателей, как взвешенные вещества, плавающие примеси, запахи, привкусы, окраска, температура, реакция на рН ( кислотность), минеральный состав, наличие растворенного кислорода, биохимическая потребность в кислороде, возбудители заболеваний, ядовитые вещества. [7]
В российском природоресурсном законодательстве концессия как разновидность договорной формы предоставления природных ресурсов в пользование детально разработана в лесном законодательстве. [8]
В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ о недрах, Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РСФСР, Закон РСФСР об охране и использовании животного мира ( 1982 г.), а также другие законодательные и нормативные акты. [9]
Сроки природопользования устанавливаются природоресурсным законодательством РФ - земельным законодательством РФ, горным, лесным законодательством РФ, водным законодательством РФ, а также Законом о животном мире и Законом об охране атмосферного воздуха. [10]
Указанные отношения регулируются как природоресурсным законодательством РФ, так и природоохранным законодательством РФ. [11]
Вместе с тем, в современном природоресурсном законодательстве государств с различным политическим строем, административным устройством и правовой системой ( континентальная, англосаксонская, исламская) эти позиции в абсолютной форме практически не встречаются в силу ограничений, устанавливаемых государством. Ограничения выражаются главным образом в праве государства устанавливать и взимать налоги, изымать собственность, в т.ч. участки земли, недр, при необходимости их общественного использования, осуществлять право полицейской власти, позволяющее защитить и обеспечить интересы населения и общества в целом. [12]
Значительный удельный вес в системе экологического законодательства занимает природоресурсное законодательство. В отличие от законодательства об окружающей среде в собственном смысле, природоресурсное законодательство более развито, поскольку, как подчеркивалось ранее, экологическое законодательство в России развивалось применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов. [13]
Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства. [14]
Он все шире включается в законодательство экологическое - как природоресурсное законодательство РФ, так и природоохранное законодательство РФ. [15]