Cтраница 2
Специфические категории особо охраняемых природных территорий могут быть предусмотрены природоресурсным законодательством. [16]
Отход от административного метода регулирования характерен и для других актов природоресурсного законодательства. Вместе с тем в ряде законов наблюдается тенденция к укреплению административно-правового метода регулирования за счет сокращения норм экологической защиты. [17]
Требования защиты прав собственности на природные ресурсы установлены также в некоторых актах природоресурсного законодательства. Согласно ст. 54 Земельного кодекса РСФСР, вмешательство в деятельность собственников земельных участков, связанную с использованием земли, со стороны государственных и иных органов запрещается, за исключением случаев нарушения земельного законодательства. [18]
Конкретные предельные нормы на использование, потребление природных ресурсов регулируются на основе земельного, горного, водного, лесного и иного природоресурсного законодательства. [19]
Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся также и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Основы лесного законодательства, Водный кодекс РСФСР, Закон РСФСР об охране и использовании животного мира и др. В них содержатся и административные, и эколого-правовые нормы. Некоторые из них устарели и требуют доработки с учетом рыночных отношений, так как были приняты правительством России в условиях социалистических отношений. [20]
Некоторые меры и принципы экономического стимулирования рационального природопользования, восстановления и охраны природных ресурсов предусмотрены природоресурсным законодательством. [21]
Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает в себя две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство. [22]
Наиболее полно обязанности по охране природы и бережному использованию природных богатств гарждан как природопользо-вателей определены в природоресурсном законодательстве. [23]
Анализ принятого Государственной Думой Федерального закона Об экологической безопасности убеждает, во-первых, в том, что он не определяет и не регулирует собственные четкие, конкретно выраженные отношения вне отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, которые не охватывались бы Законом РСФСР Об охране окружающей природной среды, природоресурсным законодательством. Во-вторых, он не предлагает какие-либо особые средства обеспечения экологической безопасности, отличные от правовых средств регулирования природопользования и охраны окружающей среды в целом. В основном он воспроизводит применяемые правовые природоохранительные меры. Представляется, что ни особых общественных отношений, ни особых мер обеспечения экологической безопасности просто не существует. Соответственно отсутствуют основания для выделения обеспечения экологической безопасности в самостоятельное направление деятельности в сфере взаимодействия общества и природы. Отсутствует и потребность в самостоятельном Законе об экологической безопасности. По изложенным причинам представляется некорректным выделение обеспечения экологической безопасности как предмета совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации наряду с природопользованием и охраной окружающей среды в ст. 72 Конституции РФ. [24]
Это же правило содержит ст. 209 ГК. Однако гражданское и природоресурсное законодательство РФ вводят свои правила оборота природных объектов. Так, ст. 129 ГК предусматривает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить к другим лицам в той мере, в какой их оборот допускается природоресурсны-ми законами. [25]
Выделение факторов, показателей экологической эффективности, их последующий анализ в прямой и обратной связи: страна - ( ТЭК) регион - район - предприятие, введение их в законодательную базу и направления экополитики обусловят по всем связям такие изменения сознания и мышления в обществе, науке, производстве, конкретных специалистов, что интеллектуальный потенциал людских ресурсов, капитал индустриально-технических сил будут направлены туда, где станет выгодно - в экономическую экологию. Иными словами, в развитии природоохранного и природоресурсного законодательства должны найти место положения, направленные на создание офшорных зон и, прежде всего, для инвестиций - финансовых и интеллектуальных, в сфере экологии. [26]
Основной считается правовая классификация видов природопользования по целевому назначению. Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей. [27]
В основном правовое регулирование осуществляется применительно к отдельным экономическим мерам и отдельным природным объектам. Так, на законодательном уровне ряд экономических мер предусматривается природоресурсным законодательством. [28]
Значительный удельный вес в системе экологического законодательства занимает природоресурсное законодательство. В отличие от законодательства об окружающей среде в собственном смысле, природоресурсное законодательство более развито, поскольку, как подчеркивалось ранее, экологическое законодательство в России развивалось применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов. [29]
Изложенные суждения не вполне совпадают с состоянием законодательства в данной области. Отношения собственности на природные ресурсы регулируются Конституцией России, Гражданским кодексом и природоресурсным законодательством. [30]