Общественная закономерность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Демократия с элементами диктатуры - все равно что запор с элементами поноса. Законы Мерфи (еще...)

Общественная закономерность

Cтраница 1


Важные общественные закономерности исследуются не психологией, а общественными науками, такими как политическая экономия, экономия труда или юридические науки. Психология исследует лишь психические стороны трудовой деятельности.  [1]

Познание общественных закономерностей и тенденций развития представляет большие, чем в естествознании, требования к теоретической основе исследований. Многократное переплетение взаимосвязей, динамический характер систем усложняют процесс познания настолько, что возникающие трудности невозможно преодолеть увеличением объема обработки информации и числа полученных сводных таблиц.  [2]

В философском понимании общественная закономерность - это объективно существующая, повторяющаяся существенная связь явлений общественной жизни или хозяйственных процессов, характеризующая поступательное развитие истории. На практике это означает, что, выходя на рынок с тем или иным товаром, услугой, предприниматель должен понимать и учитывать закономерности развития рыночной системы хозяйствования.  [3]

Социология религии изучает общественную детерминированность религии, общественные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию.  [4]

Вероятно, с этим можно согласиться, учитывая, что закон ( общественная закономерность) представляет собой наиболее существенную, необходимую, устойчивую, повторяющуюся связь всех сторон и компонентов общественных явлений, процессов и систем, наиболее общее выражение целостности жизнедеятельности людей во всех формах их проявления.  [5]

В научном управлении социальными процессами большая определенность последних достигается посредством преодоления объективной неопределенности, складывается из нее, поскольку сам механизм реализации общественных закономерностей, совпадающий с механизмом статистичности в социальной форме движения материи, остается прежним. Другими словами, социальные законы функционирования становятся более определенными, сохраняя прежнее основание статистичности; использование научных средств управления позволяет ярче выделить фундаментальную взаимосвязь определенности и неопределенности, отраженную в статистических законах. В условиях научно-технической революции становится практически очевидным также и тот факт, что это основание заложено не в методах и средствах, используемых для того, чтобы социальный механизм правильно функционировал, а в непосредственном источнике детерминации общественных процессов.  [6]

По мнению Ратценхофера, социология является особой философской наукой, выступающей в роли основы всех социальных наук и практической политики, поскольку она познает фундаментальные общественные закономерности.  [7]

И именно, исходя из того, что общественные явления возникают в результате деятельности людей как индивидов, наделенных сознанием, некоторые ученые утверждали, что общественные закономерности не существуют и тем самым не могут быть обнаружены. Они утверждали, что в обществе отсутствует причинная связь между явлениями, необходимая для существования закономерности. Общественные же явления возникают как результат поведения людей по отношению друг к другу, а люди как сознательные существа сами определяют свое поведение, выбирая для себя тот или иной его тип, когда существует возможность такого выбора. Тем самым якобы отсутствует постоянная, необходимая причинная связь между общественными явлениями, отсутствуют общественные закономерности.  [8]

А поскольку общее - это единое в массе особенного и единичного, а особенное и единичное есть часть общего, то между общей социологией и другими общественными науками, когда они открывают и формулируют общественные закономерности, существует взаимная связь и взаимообусловленность. Общая социология дает остальным общественным наукам общие понятия и общие категории, из которых они исходят при изучении своих предметов - отдельных областей общественной жизни или социальных явлений. Именно поэтому можно сказать, что между общей социологией и прочими общественными науками существует отношение взаимозависимости и сотрудничества в изучении их четко определенных предметов.  [9]

Сложности в установлении общественных закономерностей проистекают прежде всего из специфики общества как предмета научного познания. Эта специфика выражается в том, что общество как область объективной действительности намного сложнее природы.  [10]

Из конфронтации этих двух мнений вытекает такая verite ( истина ( фр -) - - Ред. Маркс не является ни плоским эмпириком, ни творцом пустых абстракций, что и будет соответствовать действительности. Sombart полагает также, что общественные закономерности, как их понимает Маркс, берут безличную массу людей ( demokratiseh-prole - tarische Wertung.  [11]

Критика органицизма, в рамках которого общество рассматривалось как организм, чье развитие определяется биологической борьбой за существование, способствовала появлению психологического взгляда на общественное развитие и его закономерности. Попытки установить различие между обществом и биологическими явлениями приводили к выводу не только о том, что люди действуют в обществе как сознательные существа, но и о том, что человеческая психика - причем не только сознание, но, как считают некоторые, также и подсознание - определяет развитие общества. Тем самым возникает психологический подход к объяснению общественных закономерностей, при котором общественное развитие объяснялось либо через индивидуальную психику и взаимодействие индивидуальных сознаний, либо через явления и процессы коллективного сознания.  [12]

Общественные науки, вне зависимости от их предмета, стремятся открыть причинно-следственную связь между явлениями. Изучая ту или иную область общественной жизни, наука стремится установить, какое из явлений выступает в к а ч е - стве причины, а какое - в качестве следствия. В результате исследования причинных связей возникло немало различных толкований общественных закономерностей. По нашему мнению, все имеющиеся толкования общественных законов можно разделить на три основные группы: натуралистические, психологические и историка-материалистические.  [13]

Первое упоминание о социологии как возрожденной научной дисциплине относится к 1955 году, когда академик В. С. Немчинов охарактеризовал ее как одну из отраслей философского знания, предметом которой является развитие общества. В дальнейшем, в 1965 году, социология определяется как наука о законах и движущих силах развития общества. Ее предметом полагают исследование исторически сменяющих друг друга общественных формаций, общественных закономерностей - закономерностей становления и развития социальных отношений людей, различных форм их социального взаимодействия. Этот подход, очевидно, полностью отождествлял ее с историческим материализмом, а ее методы - с диалек-тико-материалистической методологией.  [14]

Социальные философы той эпохи рассматривают общество как часть природы ( например, Гоббсово естественное право) и исходят из естественнонаучных представлений своего времени о природе. Известные тогда законы естественных наук, особенно в геометрии, механике и астрономии, наталкивались на многочисленные и противоречивые социальные факты. Этим обусловлена попытка формализации общественных закономерностей.  [15]



Страницы:      1    2