Общественная закономерность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Если сложить темное прошлое со светлым будущим, получится серое настоящее. Законы Мерфи (еще...)

Общественная закономерность

Cтраница 2


И именно, исходя из того, что общественные явления возникают в результате деятельности людей как индивидов, наделенных сознанием, некоторые ученые утверждали, что общественные закономерности не существуют и тем самым не могут быть обнаружены. Они утверждали, что в обществе отсутствует причинная связь между явлениями, необходимая для существования закономерности. Общественные же явления возникают как результат поведения людей по отношению друг к другу, а люди как сознательные существа сами определяют свое поведение, выбирая для себя тот или иной его тип, когда существует возможность такого выбора. Тем самым якобы отсутствует постоянная, необходимая причинная связь между общественными явлениями, отсутствуют общественные закономерности.  [16]

Герменевтика нужна там, где существует непонимание. Если смысл как бы скрыт от субъекта познания, то его надо дешифровать, понять, усвоить, истолковать. Отсюда постижение, усвоение смысла текста являются процедурами, качественно отличными от метода объяснения природных и общественных закономерностей. Так как предметной основой гуманитарных наук является текст, то мощным средством его анализа выступает язык, слово как существенный, системообразующий элемент культуры. Отсюда герменевтическая методология гуманитарных наук тесно связана с анализом культуры, ее феноменов.  [17]

Основой теоретических построений в технических науках чаще всего являются естественные науки, так как действие технического объекта представляет собой, как правило, реализацию природного процесса. В отличие от естественных наук общественные дисциплины позволяют вскрывать связь социальных и технических аспектов функционирования объекта, открывая один из возможных путей проникновения общественных наук в сферу технического проектирования. Однако есть и другой путь проникновения общественных наук в область технического знания. В ряде случаев оказывается возможным непосредственно связать закономерности человеческой деятельности, восприятия, поведения, а в некоторых случаях и общественные закономерности с принципами построения технических структур. Связь функциональных и структурных характеристик инженерного объекта оказывается опосредованной теми или иными общественными закономерностями. Примером непосредственного проникновения общественных ( гуманитарных) дисциплин в решение задач расчета структурных особенностей технических объектов могут служить эргономика, инженерная психология, техническая эстетика.  [18]

Роль народных масс и их борьбы против отношений эксплуатации подчеркивали революционные демократы - Герцен, Чернышевский и др. Подлинно научная С. Марксом и Энгельсом, к-рые выделили действительную определяющую материальную основу об-ва - производственные отношения, открыли объективные законы истории и об-ва, показали развитие об-ва как естествен-ноисторический процесс смены общественно-экономических формаций, научно предсказали неизбежность смены капитализма коммунизмом. Борясь против исторического материализма, буржуазная С. Она, как правило, отвергает объективные общественные закономерности, исторический прогресс, само понятие социальной эволюции, отказывается от прогрессивных идей прошлого, защищает отживший капитализм, борется против идей социализма и коммунизма.  [19]

Капиталистическое производство есть обобщенная форма товарного производства, когда товаром становится и рабочая сила, что сообщает всей экономической структуре, совершенно своеобразный вид. Товарное производство вообще имеет одну чрезвычайно существенную особенность, не известную ни одной форме натурального хрзяйства. Особенность эта состоит в том, что общественная связь между отдельными товаропроизводителями создается через обмен. Общественный характер труда в этом расчлененном общественном целом, агенты которого формально независимы друг от друга, не осознается хозяйствующими субъектами. Здесь налицо стихийный характер развития, его слепой ход; здесь стихийная и иррациональная общественная закономерность прямо противостоит отдельному товаропроизводителю.  [20]

Основой теоретических построений в технических науках чаще всего являются естественные науки, так как действие технического объекта представляет собой, как правило, реализацию природного процесса. В отличие от естественных наук общественные дисциплины позволяют вскрывать связь социальных и технических аспектов функционирования объекта, открывая один из возможных путей проникновения общественных наук в сферу технического проектирования. Однако есть и другой путь проникновения общественных наук в область технического знания. В ряде случаев оказывается возможным непосредственно связать закономерности человеческой деятельности, восприятия, поведения, а в некоторых случаях и общественные закономерности с принципами построения технических структур. Связь функциональных и структурных характеристик инженерного объекта оказывается опосредованной теми или иными общественными закономерностями. Примером непосредственного проникновения общественных ( гуманитарных) дисциплин в решение задач расчета структурных особенностей технических объектов могут служить эргономика, инженерная психология, техническая эстетика.  [21]

Таким образом, взаимодействие технических и общественных наук обусловлено практическими задачами проектирования и организации искусственной среды. Один из них осуществляется как исследование связи социального и технического функционирования технических объектов. В других же случаях возникают социально-технические дисциплины, позволяющие непосредственно определять структурные и функциональные характеристики технических объектов на основе тех или иных общественных закономерностей, закономерностей человеческого восприятия и поведения.  [22]

Существуют и другие объяснения общественных процессов - нерелигиозные. Наука рассматривает общество не как простую сумму индивидов, группирующихся по чьей-либо воле, а как относительно самостоятельную систему, в которой действуют имманентно присущие ей закономерности. Такое объяснение не прибегает к помощи понятий рока, судьбы. Однако в существенно отличных друг от друга объяснениях общества, основанных на принципе провиденциализма, с одной стороны, и признании объективно существующих и действующих законов общественного развития - с другой, можно усмотреть и нечто общее. Оно состоит в том, что за столкновением человеческих желаний, целей усматривается некая независимая от человека реальность, направляющая ход истории. Видимо, не случайно крайним выражением провиденциализма выступал фатализм, а признание общественной закономерности порой оборачивалось абсолютным детерминизмом, игнорирующим свободу человека. Для человека и общества первоочередное значение имеют те следствия, которые выводятся из этих принципов, те практические усилия, которые предпринимаются на их основе. Провиденциализм уже не понимается как обязанность церкви оправдывать все существующие в обществе порядки, свою задачу она видит в утверждении религиозных нравственных принципов, в осуждении всего, что мешает достойной жизни человека. Ученые-обществоведы на основе исторического опыта все глубже осознают, что объективные законы общественного развития не могут быть открыты во всей своей сложности раз и навсегда, что признание таких законов не допускает волюнтаризма и произвола, требует напряженного и постоянного изучения общественных процессов.  [23]

В 1934 г. С.Л.Рубинштейном ( 1889 - 1960) была опубликована программная методологическая статья. Автор утверждал, что психическая реальность существует не иначе, как в деятельности и поступках. Тем самым смыкается связь не только между субъектом и его деятельностью, но связь между деятельностью и ее продуктами... В объективировании, в процессе перехода в объект формируется сам субъект [ 121, с. Объективируясь от своей деятельности, человек включается в контекст не зависящей от него и от его воли ситуации, детерминированной общественными закономерностями.  [24]

Наиболее видным представителем социального дарвинизма является Людвиг Гумплович. Он полагал, что еще вначале, до появления человека, существовали различные виды его непосредственных предков - человекообразных животных. Гумплович считал, что социальные группы являются единственными и действительными субъектами исторического процесса, а главным двигателем этого процесса является борьба между ними за благоприятные жизненные условия. Отсюда можно сделать вывод, что Л, Гумплович без глубокого анализа чисто механически переносил дарвиновскую борьбу за жизнь из биологической области в социальную. Гумплович отрицает значение сознательной человеческой деятельности, а государство понимает как естественное явление. Гумплович в основном верно понимал значение общей социологии, подчеркивая, что она как наука об обществе и общественных закономерностях является основой специальных общественных наук, изучающих лишь отдельные области социальной жизни.  [25]



Страницы:      1    2