Cтраница 2
Проестев и Леонтьев представились королю и поднесли ему поминки, которые Владислав велел положить перед собою на зе-млю, на ковре; но послы сказали, что царского величества любительные поминки на землю класть не годится, а достойно их принять честно; тогда король велел поминки принимать ближним своим людям, которые стояли подле него. От короля послы ходили представляться к королеве. Король прислал звать их во дворец смотреть комедии, а по-русски - потеха; послы отвечали, что готовы ехать смотреть комедию, но с тем, чтоб при этом других послов и посланников не было. Пристав уверил, что никого не будет, но когда они приехали уже во дворец, то узнали, что на потехе будет легат папский; паны говорили им: Легат живет в Варшаве для духовных дел, а не для посольских, во всех государствах дают ему с правой руки место, и вам бы, послам, тем его почтить. Но послы отвечали: Только папину легату с нами сидеть вместе по правую руку, то мы комедии смотреть не пойдем. Доложили королю, который велел сказать послам, что по правую руку от королевы будет сидеть брат королевский Карл, бискуп Вратиславский, а по левую - сестра королевская Екатерина, а вам. Екатерины по правую сторону Послы согласились и в статейном списке написали что у королевны с левой стороны сидел папин легат, а они, послы, сидели на правой стороне, от королевина и короле-вичева места с полсажени, вровень с королевичевыми креслами. На посольские статьи о нарушении государевой чести дан был ответ, что панам, виновным в умалении титула, сделан выговор, а об дьячках положено: если шляхтич, то посадить его на полгода в тюрьму, а если простой человек, то бить кнутом. [16]
Так вы бы, архимандриты, игумены и весь освященный чин, дворяне, дети боярские, старосты и целовальники, посадские и уездные всякие люди, воеводам и приказным людям посулов, поминков и кормов с посадов и уездов не давали, лошадей, всякой животины и товаров, кроме съестного, им не продавали: а если станете воеводам посулы и поминки давать и про то сыщется, то все убытки велим на вас доправить вдвое, да вам же от нас быть в великой опале. Пишем мы к вам, милосердуя о вас, чтоб вы, божией мило-стию и нашим милостивым призрением, жили в покое и тишине, от великих бед и скорбей поразживались, тесноты бы вам, продажа и никаких других налогов не чинилось, и во всем бы на наше царское милосердие были надежны. Любопытно наивное выражение, которое встречается в грамотах и которое так ясно показывает разделение, особность разных органов общественного тела, усобицу между ними; в жалованных грамотах городам говорится, что царь велел приказным своим людям оборонять их от бояр своих и от всяких людей, По-прежнему сильно жалуется на воевод летописец псковский; под 1618 годом он говорит: Был во Пскове князь Иван Федорович Троекуров и взял четвертый сноп на государя с монастырей и церквей на ратных людей, а села государевы розданы боярам в поместья, чем прежде кормили ратных; но тот, кто церкви божий оскорбил и весь мир погубил, скоро умер злою смертию: на Москве, испорченный зельем от своих же, кровью изошел. В 1632 году при князе Никите Мезецком и Пимене Юшкове выходили многие выходцы из Литовской земли, всякие люди русские с женами и детьми, от великой нужды, правежа, голода и литовского насиль-ства на православную веру. [17]
Больной через силу с постели еволокся. Все нищие сволоклись на поминки. [18]
Поминки увозились в Крым ежегодно и состояли из денежной казны и мягкой рухляди, выдаваемой хану, членам его семьи, а также вельможам из ханского окружения. В общей сложности казна на поминки тратила 9 - 10 тыс. руб. в год. [19]
ЖУРАВЛЕВ, Фирс Сергеевич ( 1836 - 1901), рус. Перед венцом ( 1874), Купеческие поминки ( 1876) - направлены против бесправия женщины, дикости купеч. [20]
Улисс ( 1922), Поминки по Финнегану ( 1939) выступил открывателем новой поэтики, способов письма, в к-рых худ. Улисс полупародийно соотнесен с Одиссеей Гомера, Поминки... [21]
Прошло сорок дней, и пришло время поминок по бабушке, называемых в народе сорочинами. Аксаков, Детские годы Багрова - - внука. [22]
В наказе послам говорилось: Как велит им король быть у себя на посольстве, а про королеву им скажут, что и та с королем тут же вместе будет, то отвечать, что они на посольство идти готовы, но прибавить: когда у великого государя бывают послы великих государей, то государыня царица тут не бывает, и у прежних великих государей того не бывало же; сказавши это, идти к королю на посольство. Если позовут к королеве особо, то идти, поминки явить и к руке идти, а если королева станет им говорить речь, то ответ учинить и говорить так, как бы государскому имени к чести и к по-вышенью и государствам его к расширенью. [23]
Мерик говорил царю и патриарху особо ( называя царя ке-сарским величеством), что король обрадовался заключению мира с Польшею и освобождению Филарета; потом подал поминки двойные - царю и патриарху: царю - солонку хрустальную, обложенную золотом с дорогими каменьями и жемчугом, ннорога серебряного вызолоченого, льва серебряного вызолоченого, птицу струса ( страуса) серебряную вызолоченую, пять кубков серебряных вызолоченых, две фляги серебряные вызолоченые, лохань да рукомойник серебряные вызолоченые, сосуд каменный, покрышка и поддонник у него золотые, разные шелковые материи и сукна, два попугая индейских, зверя индейского антилопа; патриарху - сосуд хрустальный, обложенный вызолоченым серебром, четыре кубка с вызолочеными покрышками, рукомойник да лохань серебряные вызолоченые, бархат, атлас, кресла, обитые бархатом вишневым, шитые золотом канителью. При переговорах с боярами Мерик объявил, что Дюдлей Дике привез государю на вспоможенье 100 000 рублей, но что Финч и Смит всех этих денег не отдали, а дали только малую долю - 40000 ефимков или 20000 рублей; король, посылая деньги, не велел просить никакого заклада, велел только говорить о письме за царской печатью для укреп-ленья. Потом Мерик жаловался, что английские купцы потерпели большие убытки ( именно 144000 рублей) от Смутного времени, от грабежа и от того, что обедневший народ не покупает их товаров, наконец от того, что деньги русские стали легче весом: прежний рубль равнялся 14 шилингам английским, а теперь тот же рубль стоит всего 10 шилин-гов; кроме того, убыток от прикащиков и слуг, которые ис-харчили много их гостинных денег, да сосватались и поженились на московских урожденках или вступили в службу к государю, нарочно подданство приняли, чтоб гостям английским кривду учинить и отчета господам свои-м никакого не отдать; вследствие этого Мерик просил, чтоб ни одному прикащику и слуге нельзя было в России жениться и в службу вступать без ведома и позволения большого гостя английского, чтоб сперва они ехали в Англию для счета с гостями, а потом уже могут вступать в царскую службу. [24]
Ладыженский, - сведав, что царь хочет калгу послать в Московское государство, говорил ближним людям, что великий государь посланника по синему льду с поминками пришлет и, высвободя отца своего и бояр, с королем велит опять войну начать; поминки государь отложил до осени потому, что собрать было нельзя: Москва была в осаде да и за Москвою польские и литовские люди во многих местах и многие города разорили и запустошили, откуда государева казна собиралась, и проезду ко мне, посланнику, во всю зиму не было, а посадские и пашенные тяглые люди многие стали в стрельцы и в козаки, сами жалованья просят. Но ближние люди говорили: Можно было государю и в одной Москве поминки собрать: татары, которые были в Москве, сказывают, что нынче там люди богаче прежнего, и если калга пойдет сам под Москву, то государь скорее поминки даст. И отговорить у царя походу, чтоб ему не посылать калги в твою государеву землю, я никак не умел. [25]
В представлении многих древних и современных народов гром и молнии воспринимаются как действия верховного небесного божества, именно на такое понимание древними тюрками указывает вышеприведенный источник: они особо почитали места громовых ударов, здесь производились захоронения умерших и совершались таинственные сотни кругов вокруг этого места. В совокупности эти сведения позволяют прийти к одному заключению: путь в небесное царство ( Тенгре) тюрки представляли себе в виде сложных многочисленных кругов, и, чтобы душа умершего оказалась в нем, сородичам необходимо было совершить эти круги сразу же в день смерти и в дни поминок. [26]
На его основе создан сверхпроводящий квантовый интерферометр ( сквид), с помощью к-рого уточнены значения ряда фундам. Джозефсона применяются также в качестве быстродействующих логич. Улисс ( 1922), Поминки по Финнегану ( 1939) выступил открывателем новой поэтики, способов письма, в к-рых худ. Улисс полупародийно соотнесен с Одиссеей Гомера, Поминки... [27]
По обычаю, ровно через год требовалось справить поминки. Дабы безошибочно найти место погребения, монголы сделали следующее. [28]
Чаще всего к нотариусам ( в государственные нотариальные конторы) обращаются граждане с заявлением о возмещении расходов, связанных с похоронами наследодателя. Так как в законодательстве РФ не содержится указаний относительно допустимого размера расходов на похороны, то, исходя из соображений разумности произве-деннных расходов следует учитывать, что под расходами на похороны следует понимать траты, связанные с установленным порядком захоронения. Расходы, связанные с оплатой религиозных обрядов, устройством поминок, не относятся к затратам, предусмотренным законодательством. Лицо, производившее похороны, подает нотариусу письменное заявление с просьбой возместить произведенные расходы. Нотариус должен установить личность заявителя, истребовов у него удостоверение личности, и в соответствии с представленными документами о размере расходов выдать распоряжение об их компенсации. [29]
Московское государство торговать, ни разу не бывали, а ваше государево жалованье продают иным закупням, и с жалованною грамотою приезжают немцы новые, которые вашим государевым жалованьем не пожалованы. Да они же немцы привозят всякие товары хуже прежнего; да они же стали торговать не своими товарами; прежде английские немцы торговали чужими товарами тайно, а теперь начали торговать явно. Гамбургские, брабантские и голландские немцы промыслом своим и дав многие посулы и поминки вопреки государеву указу с товарами своими в Московское государство приезжают каждый год, показывая по городам ваши государевы жалованные грамоты, а грамоты эти взяли они из Посольского приказа ложным своим челобитьем и многими посулами и поминками у думных дьяков Петра Третьякова и Ивана Грамотина, а иные немцы ездят и без грамот. Давыд Николаев, купя на Москве двор и поставя палаты, торгует и продает всякие товары на своем дворе врознь, как и в рядах продают, без вашего государского указа и без жалованной грамоты. Да немцы же, живя в Москве и в городах, ездят через Новгород и Псков в свою землю на год по пяти, шести и десяти раз с вестями, что делается в Московском государстве, почем какие товары покупают, и которые товары на Москве дорого покупают, те они станут готовить, и все делают по частым своим вестям и по грамоткам, сговорясь заодно; а как приедут торговать на ярмарку к Архангельскому городу, то про всякие товары цену расскажут, заморские товары, выбрав лучшие, закупят все сами на деньги и на русские товары променяют и, сговорясь между собою заодно, наших товаров покупать не велят, а заморским товарам цену держат большую, чтоб нам у них ничего не купить и вперед на ярмарку не ездить; и мы това-ренки свои от Архангельского города везем назад, а иной оставляет на другой год, а которые должные людишки, пла-чучи, отдают товар свой за бесценок, потому что им держать его у себя нельзя, люди должные, и от того их умыслу и заговору мы ездить к Архангельскому городу перестали, потому что стали в великих убытках, а твоим государевым пошлинам год от году все больше и больше недобор. [30]