Понимание - свобода - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Когда к тебе обращаются с просьбой "Скажи мне, только честно...", с ужасом понимаешь, что сейчас, скорее всего, тебе придется много врать. Законы Мерфи (еще...)

Понимание - свобода

Cтраница 2


Экзистенциализм отвергает как рационалистическую просветительскую традицию, сводящую свободу к познанию необходимости, так и гуманистически-натуралистическую, для которой свобода состоит в раскрытии природных задатков человека, раскрепощении его сущностных сил. Свобода, согласно экзистенциализму, должна быть понята исходя из экзистенции. Поскольку же структура экзистенции выражается в направленности-на, в трансцендировании, то понимание свободы различными представителями экзистенциализма определяется их трактовкой трансценденции. Согласно Марселю и Ясперсу, свободу можно обрести лишь в Боге. Согласно Сартру, у которого трансценденция - это ничто, свобода есть отрицательность по отношению к бытию, которое он трактует как эмпирически сущее. Человек свободен в том смысле, что он сам проектирует, создает себя, выбирает себя, не определяясь ничем, кроме собственной субъективности, сущность которой - в полной независимости от чего бы то ни было. Учение Сартра о свободе служит выражением позиции крайнего индивидуализма. Свобода предстает в экзистенциализме как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать как все, но только ценой отказа от себя как личности. Мир, в который при этом погружается человек, носит у Хайдеггера название man ( немецкое безличное местоимение): это безличный мир, в котором все анонимно, в котором нет субъектов действия, в котором все - другие, и человек даже по отношению к самому себе является другим; это мир, в котором никто ничего не решает, а потому и не несет ни за что ответственности.  [16]

Таковы теоретические и практические установки анархизма, изложенные его российскими вождями. Они опровергают те стереотипы в представлении об этом течении русской и мировой общественной мысли, которые навязывались нам до недавнего времени официальной литературой. Последняя преподносила анархизм как явление теоретически и практически сугубо негативное, оправдывающее под флагом анархистского понимания свободы всякие беспорядки и потому в основе своей разрушительное.  [17]

То же самое относится к такой ценности как свобода. В понимании того, что есть свобода и как возможно ее осуществление, сразу же появляются расхождения. Быть может самые глубокие противоречия между людьми, - полагал немецкий философ К. Ясперс, - обусловлены их пониманием свободы. То, что одному представляется путем к свободе, другой считает прямо противоположным этому. Почти все, к чему стремятся люди, совершается во имя свободы. И далее он продолжает Абсолютная истина, а тем самым и полная свобода никогда не достигается. Истина вместе со свободой находится в пути.  [18]

Поведением человека движет, по С. Такое понимание свободы абстрактно и антиисторично.  [19]

Поведением человека движет, по С. Таков понимание свободы абстрактно и антиисторично.  [20]

Субстанция едина, модусов бесчисленное множество. Это атрибуты субстанции среди др. ее атрибутов, число к-рых бесконечно и к-рые нам неизвестны. Волю он отождествил с разумом, Поведением человека движет, по С. Такое понимание свободы абстрактно и антиисторично.  [21]

Для идеологизированной философии социализма на самом деле человек не был нужен, хотя декларировалось, что все для человека, все для его блага. Прав был Ф. М. Достоевский в том, что всякое насильственное добро есть зло. Раньше человек не нужен был далее самому себе: партия за него думала, государство решало, Родина заботилась. Не было никакой необходимости задумываться над тем, кто я, откуда, зачем, куда, почему - эти традиционные вопросы философии, уходящие корнями в античность ( Феодот), были жизненно не интересны и не важны. В рыночном обществе ситуация резко изменилась. Нужно и думать, и решать, и делать самому, а для этого надо знать, чего ты хочешь, что можешь и умеешь, что нужно тебе, а что лишнее, где главное, а где второстепенное, - и вообще: кто ты такой, откуда взялся, зачем в этом мире бултыхаешься, куда идешь, зачем и почему, то есть на повестку встали старые вопросы философии о человеке. Со временем будет найдено подходящее название для этого нового мировоззрения. Бердяевское понимание абсолютной свободы человека в современных реалиях российской действительности нашло неожиданное подтверждение и продолжение Но абсолютная свобода предполагает абсолютную ответственность, то есть ответственность за все. Такие представления через Бердяева уходят корнями к Достоевскому и Соловьеву, дальше к Чаадаеву, за которым просматриваются декабристы, Радищев.  [22]

Субстанция едина, модусов бесчисленное множество. Но наш конечный человеческий рассудок постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как протяжение и как мышление. BVK-POM модусу протяжения - телу - соответствует модус мышления - душа. Поведением человека движет, по С. Такое понимание свободы абстрактно и антиисторично.  [23]



Страницы:      1    2