Cтраница 2
Итак, одно из понятий культуры - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности, а также в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях. [16]
Отметим, что использование многозначного и расплывчатого понятия культуры в этом контексте может ввести в заблуждение. [17]
Параллельно с понятием цивилизации развивалось понятие культуры. [18]
Здесь рассматриваются с различных точек зрения понятия культуры и образования, математической культуры и математического образования в частности, их история зарождения, развития и современное состояние. [19]
Кроме того, в этой среде формируется понятие потребительской культуры. В зависимости от реалий данной среды сильно различаются шкала моральных и материальных ценностей потребителей и иерархия потребностей. Иногда подлинная культура отодвигается на задний гшан широким распространением суррогатов вроде массовой, или поп-культуры. В сфере искусства и дизайна быта, к сожалению, спрос на продукцию квазикультуры особенно велик. [20]
В любых социологических работах, в которых рассматривается понятие культуры, мы встретим результаты исследований американского антрополога А.Л. Кребера ( A.L. Croeber) и К. [21]
Одной из новых ступеней в управлении безопасностью является понятие культуры безопасности. Эта концепция может быть трудной для понимания, поскольку культура невидима. Это абстрактное понятие, относящееся к определенной организации или обществу. Не существует прямых способов ее изменения. Тем не менее, понятие культуры безопасности является решающим для понимания возможностей принятия превентивных мер. Одной из целей данного издания и является знакомство с этой концепцией. [22]
Социальная эффективность как цель образования неразрывно связана с понятием культуры. Это слово означает нечто культивирующееся, зрелое, противоположное сырому, грубому, необработанному. Культуру противопоставляют так называемому естественному развитию, когда под естественностью понимают примитивность. Культура связана с развитием личности, с определенной зрелостью в отношении восприятия идей, искусства и полноты человеческих интересов. Когда эффективность отождествляют с узким набором действий, а не с духом и смыслом деятельности, культура оказывается противоположной эффективности. Называется ли результат образования культурой или всесторонним развитием личности, qp всегда идентичен с подлинным смыслом социальной эффективности, если только помнить о том уникальном, что есть в каждом человеке, - а он не был бы личностью, если бы в нем не было чего-то особенного. Противоположностью этому выступает усредненная бездуховность. Развитие какого-либо определенного качества всегда добавляет что-то к своеобразию личности, а значит, и к расширению возможностей для служения обществу, причем под служением понимается нечто большее, чем обеспечение материатьными благами. А обществу, состоящему из индивидов, не являющихся личностями, и служить-то не стоит. [23]
Может быть, в наши дни излишняя предосторожность разъяснять, что понятие варварской культуры, которое мы намереваемся передать словом одушевленный, не идентично тому, которое можно передать словом живой. Слово одушевленный не охватывает все живое, но в то же самое время включает в себя весьма много других предметов. Такие удивительные явления природы, как грозы, болезни, водопады, считались одушевленными, тем не менее плоды и травы, а также не очень заметные животные и насекомые, например мухи, личинки, мыши, овцы, обыкновенно не воспринимались как одушевленные, кроме тех случаев, когда они понимаются собирательно. [24]
Критический шаг в создании новых моделей состоит в принятие во внимание понятия глобальной культуры общества как коллекции всех материальных достижений плюс духовные типа морали, этики, религии, справедливости, образования. Глобальная культура также иногда называется коллективной памятью обществе. Глобальная культура - очень устойчивая конструкция и составляет основну цивилизации ( А. Предложенные модели имеют такие динамические принципы, которые позволяют моделировать поведение глобальной культуры во времени. Это обусловлено тем, что модели имеют свойство ассоциативной памяти. Поведение исторических процессов напоминает стремление к очень устойчивым конструкциям и так называемым точкам притяжения в распознавании образов в информатике и нейробиологии. [25]
Фробениуса мы не находим какой-либо определенной концепции всемирной истории, базирующейся на понятии локальной культуры. [26]
По мнению Лампрехта, различные стороны социальной жизни могут быть синтезированы с помощью понятия культуры. Культура трактуется при этом как непосредственно вплетенное в материальные отношения, стихийно образующееся сознание, выражающее себя в укладе народной жизни, быте и коллективности. Тем не менее подход к истории как к науке о закономерностях общественного развития выгодно отличал К. [27]
В результате начавшееся еще у некоторых эволюционистов смещение центра тяжести с понятия общества па понятие культуры получило дальнейшее развитие. [28]
Тем не менее эта работа дает достаточно адекватное представление о типах и способах определения понятия культуры. Кребер и Клакхон разделили все определения культуры на шесть основных типов ( от А до F), причем некоторые из них в свою очередь разделяются на несколько групп. [29]
Обобщая все наиболее значимые характеристики, которые выделялись в приведенных весьма авторитетных высказываниях о содержании понятия культуры, можно сформулировать объединяющее их определение. [30]