Cтраница 2
Прежде всего, учитывая практическую невозможность определения индивидуальных функциональных зависимостей в связях ( 18) для каждого члена из категорий x ( t), y ( t ] ( вообще говоря, разных для разных представителей электората) введем понятие средней типической личности, характеризующей рассматриваемую социальную общность. [16]
При этом природа личности понимается по-разному не только из-за общественно-исторического разноббразия тех социальных платформ, на которых стоят психологи, социологи, философы, занимающиеся этой проблемой, но и ввиду различного подхода к тому, что же именно надо включать в понятие личности. [17]
Гомосексуальность существует во всех культурах. Однако понятие гомосексуальной личности - индивидуума, явно отличающегося в своих половых привязанностях от большинства людей, - появилось лишь сравнительно недавно. [18]
Отдельные деятельности являются элементами в структуре личности как самоорганизующейся системе. Совокупность деятельностей и составляет понятие личности. Деятельности в структуре личности не просто дифференцированы, но и иерархи-зированны, как и элементы в любой самоорганизующейся системе. Индивидуальные потребности, характсризуюйие специфику отдельных деятельностей, выступают средствами, способами по отношению к ядерной потребности в самосохранении. [19]
Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность - это категория эстетическая, в то время как личность - категория нравственно-этическая. Если мы рассматриваем человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий - критерий оригинальности. Что же касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности - способность нести ответственность за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением личности: эстетический и нравственно-этический аспекты развития могут существенно между собой расходиться. Так, богатое развитие индивидуальности в XIV - XVI веках нередко сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку. [20]
Общественный идеал, как отмечал П. И. Новгородцев, имеет свои корни в живой человеческой личности. Этот идеал устанавливается философией в связи с основной нравственной нормой, каковою является понятие личности в ее безусловном значении и бесконечном призвании. В силу безусловного своего значения личность представляет ту последнюю нравственную основу, которая прежде всего должна быть охраняема в каждом поколении и в каждую эпоху как источник и цель прогресса, как образ и путь осуществления абсолютного идеала. Никогда не должна быть она рассматриваема как средство к общественной гармонии; напротив, сама эта гармония является лишь одним из средств для осуществления задач личности и может быть принята и одобрена лишь в той мере, в какой способствует этой цели ( там же. [21]
Вкратце и обобщенно описанный здесь подход Я. Щепань-ского к определению личности может быть принят в качестве исходной основы при формулировании понятия личности, но при этом возникает все же надобность внести некоторые уточнения. [22]
Рассуждая о роли и месте личности в общественном процессе, Струве приходит к утверждению о том, что, хотя общество и общественные образования в мире причин и следствий имеют огромную власть над всякой отдельной личностью и оказывают на нее подавляющее влияние, эмпирический мир являет нам только один действительно значимый субъект - человеческую личность. Весь процесс исходит от личности и к ней возвращается. На понятии личности и ее самоопределении основывается вся нравственность и, стало быть, всякая политика 2, - отмечает Струве. [23]
Целые научные дисциплины исследуют про - блемы этого сложного системного явления, причем каждая наука видит личность по-своему. В философии понятие личности связано с наиболее существенными индивидуальными особенностями человека, связываемыми с характером общественных отношений, с возможностью личности влиять на собственное социальное развитие. [24]
Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность - это категория эстетическая, в то время как личность - категория нравственно-этическая. Если мы рассматриваем человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий - критерий оригинальности. Что же касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности - способность нести ответственность за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением личности: эстетический и нравственно-этический аспекты развития могут существенно между собой расходиться. Так, богатое развитие индивидуальности в XIV - XVI веках нередко сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку. [25]
Личность, потребности которой выступают как источник действия. Интернализованные ею идеи, смыслы, мотивы целедостижения определяют специализированное поведение с функцией адаптации. При этом Парсонс проводил различие между понятиями личности как психологической единицы и социального деятеля как абстрактного комплекса ролей, аналитически вычленяемого из психической структуры. [26]
Сущность же человека исключительно социальна и выражается в понятии личность. Человек, следовательно, представляет собой нерасторжимое единство личности, и организма. Кроме того, даже подход к тому, что же именно включать в понятие личности, очень различен [ 4, с. В самом деле, существует точка зрения, что не человек, а личность является единством биологического и социального [ 5, с. Имеются взгляды, что личность - продукт довольно позднего общественно-исторического и онтогенетического развития [ 6, с. Выходит, что общественное начало до определенного периода отсутствует, а потом возникает. [27]
При анализе этого вопроса возникает необходимость разведения понятий человек и личность. В современной науке существует два подхода к определению личности. Один из них, назовем его формально-логическим, разделяемый представителями психологической и педагогической науки, хорошо отвечает формальной логике, здравому смыслу. В соответствии с таким подходом понятие личности определяется через подведение его под более широкое, родовое понятие человека, а затем указываются его видовые отличия, т.е. перечисляются признаки, отличающие личность от человека вообще. Чаще всего эти признаки включают различные положительные характеристики. Вывод очевиден: личностью признаются не все люди, а только те из них, которые обладают определенными положительными качествами. [28]
Объектом личного страхования являются жизнь и здоровье людей в самых различных сочетаниях, комбинациях и переплетениях. Такое определение весьма упрощает объект личного страхования. Отметим, что объектом личного страхования являются события, наступление которых с определенной вероятностью способно нанести ущерб отдельному лицу или некоторой совокупности лиц, связанных с их жизнедеятельностью. При таком определении объекта личного страхования следует учесть прежде всего сложившуюся практику страхования, теорию достижения безубыточности его результатов и, наконец, ввести понятие личности как единицы личного страхования. [29]
Совокупность элементов социального качества человека. [30] |