Cтраница 3
Для систем, имеющих более одной фазы или несколько веществ, обычно рассматривают свободную энергию каждого компонента в отдельности. Для этого вводят понятие химического потенциала ц, который имеет то же самое значение и зависит от тех же параметров, что и G, но относится к одному грамм-молю вещества в данном состоянии. В случае равновесия системы пар - твердое тело или пар - жидкость для одного и того же вещества все соотношения, выведенные для G, справедливы для ц без каких-либо изменений за исключением замены всех величин на молярные количества. [31]
Когда дефекты решетки многочисленны, он вступают во вэая-модействие. Для рассмотрения этого вопроса весьма полезно вернуться вновь к понятию химического потенциала. [32]
Однако этот путь неконструктивен, так как не дает списка допустимых кинетических законов в явном виде. Построение строгой аксиоматики простой кинетики требует иного подхода, а именно - необходимо с самого начала ввести понятие химического потенциала - сначала в абстрактном виде, а потом в конкретном аналитическом выражении. Для этого наложим на сложный химический процесс следующие законы управления. [33]
Химический потенциал до некоторой степени играет для перехода вещества из одной фазы в другую ту же роль, что и температура для перехода энергии. Можно было бы построить аналогичный термометру потенциометр для выяснения возможности химического равновесия между разными системами. Пользуясь понятием химического потенциала, можно исследовать различные ( часто очень сложные) равновесия в системах со многими компонентами. [34]
Учет электронных равновесий необходим потому, что все точечные дефекты склонны к ионизации и действуют в кристалле в качестве доноров или акцепторов. Процесс ионизации дефекта записываем также в виде реакции ( 4.4), которую характеризуем некоторой константой равновесия К. Для термодинамического изучения таких реакций необходимо использовать понятие химического потенциала и применять его ко всем компонентам реакции, включая и свободные носители. [35]
Рассмотрим методику построения связных диаграмм, отражающих перенос массы в гетерофазной системе с учетом условий межфазного равновесия компонентов с точки зрения существующих теорий межфазного переноса. Прежде чем переходить к рассмотрению этих вопросов, отметим, что использование понятия химического потенциала в технических расчетах не всегда удобно. Поэтому при дальнейшем изложении вместо химического потенциала будет использоваться другая интенсивная величина псевдоэнергетического характера - концентрация ( массовая, объемная, молярная) компонента. [36]
Работа Гиббса являлась в основном теоретической, п ее значение для физической химии было полностью осознано лить после тою, как широкая применимость выводов Гиббса была продемонстрирована многочисленными экспериментальными исследованиями. В: то же время План к, ван Л а ар, Дютвм и ван дер Ваяльс ясно пока - зал IT всю важность понятия химического потенциала н is некоторых отношениях завершили работу Гиббса. [37]
Химический потенциал является видом движущей силы при диффузии веществ, которые ( в отсутствие потенциального силового поля, например, гравитационного) переходят из области большего значения их химического потенциала в область, где его значение меньше. Поэтому отличие химических потенциалов вещества в разных сосуществующих фазах определяет направление массообмена между ними. Вследствие этого химический потенциал играет такую же важную роль в физико-химических процессах, какую имеют температура в термических и давление - в механических. На применении понятия химического потенциала основана теория фазового равновесия, в том числе в системах природных углеводородов, каковыми являются природные газы и нефти. [38]
Анализ парагенезисов основан на применении к минеральным образованиям учения о термодинамическом равновесии. Поэтому нам необходимо остановиться на основных понятиях термодинамики и на выводе главных формул. В основу этого изложения положен метод В. Одна из трудностей этого метода для геологов заключается в широком применении понятия химического потенциала компонента, которое не обладает такой наглядностью, как, например, понятие о концентрации компонента в растворе. Тем не менее, при общем обсуждении вопросов химической термодинамики обойтись без понятия о химических потенциалах невозможно, и поэтому каждому геологу, занимающемуся проблемами минералообразования, необходимо это понятие хорошо усвоить. [39]