Cтраница 2
Большинство людей, приобретая товары и услуги, заранее представляют себе понятие ценности, которое они используют при принятии решения о покупке той или иной вещи. За относительно недорогие товары и услуги люди будут платить обозначенную, или котировочную, цену; при покупке более дорогих товаров соображения ценности и цены становятся более важными. Ценность товара или услуги для индивидов значительно зависит от того удовлетворения, которое они желают получить от них. Поскольку цена и ценность не обязательно одинаковы, экономически рациональный индивид старается никогда не платить дороже ценности вещи. При принятии инвестиционных решений в еще большей степени нужно придерживаться такой логики. [16]
Однако, как было показано в начале настоящей главы, определение понятия ценности системы связано с большими трудностями. По мнению Черчмена, если нет согласованности в том, каким из определений расходов следует пользоваться, то для принятия решений недостаточно только вычисления тех расходов, которые необходимо произвести. [17]
В этой главе, посвященной эффективности системы, излагаются те аспекты понятия ценности изделия или системы, которые тесно связаны с особенностями разработки и производства. В данном разделе эффективность системы рассматривается как часть общей ценности системы. Затем подробно основные элементы, из которых составляется сама ффективность системы. Во избежание многих хорошо извест-в этой области трудностей семантического характера сна-даются определения некоторых понятий. Затем рассматри-аются соотношения между различными факторами, связанными с эффективностью, в частности, и ценностью системы вообще. [18]
В этой главе, посвященной эффективности системы, излагаются те аспекты понятия ценности изделия или системы, которые тесно связаны с особенностями разработки и производства. В данном разделе эффективность системы рассматривается сначала как часть общей ценности системы. Затем подробно описываются основные элементы, из которых составляется сама эффективность системы. Во избежание многих хорошо известных в этой области трудностей семантического характера сначала даются определения некоторых понятий. Затем рассматриваются соотношения между различными факторами, связанными с эффективностью, в частности, и ценностью системы вообще. [19]
Таким образом, чтобы объяснить ценностные суждения, нет необходимости ни сводить их к реальным суждениям, отбрасывая понятие ценности, ни относить их к неизвестно какой способности, посредством которой человек вступает в отношения с трансцендентным миром. Ценность, конечно, проистекает из связи вещей с различными аспектами идеала, но идеал - это не воспарение к таинственным потусторонним сферам, он заключен в природе и происходит из нее. Ясное и четкое мышление властно над ним так же, как и над остальной частью физической или нравственной вселенной. Разумеется, оно никогда не сможет исчерпать его, так же как оно не исчерпывает никакую реальность, но оно может применяться к нему в надежде постепенно овладеть им, хотя и невозможно заранее установить никакого предела бесконечному развитию идеального. Эта точка зрения позволяет нам лучше понять, как ценность вещей может не зависеть от их природы. Коллективные идеалы могут формироваться и осознавать сами себя только при условии, что они фиксируются в вещах, которые можно всем увидеть, всем понять, всем представить, например, в рисованных изображениях, всякого рода эмблемах, писаных или произносимых формулах, одушевленных или неодушевленных существах. И, несомненно, случается, что благодаря некоторым своим свойствам эти объекты обладают чем-то вроде привязанности к идеалу и естественным образом притягивают его к себе. Именно тогда внутренние черты вещи могут казаться ( впрочем, ошибочно) порождающей причиной ценности. Но идеал может внедряться в любую вещь: он располагается, где хочет. Всякого рода случайные обстоятельства определяют способ его фиксации. Тогда та или иная вещь, как бы заурядна она ни была, оказывается выше всех. [20]
И в этом смысле Аристотеля можно считать предшественником австрийской экономической школы, представители которой ввели в широкий научный оборот понятие ценности ( субъективной полезности), по смыслу идентичное понятию блага. [21]
В конечном счете все существующее в сфере идеального бытия, поскольку оно имеет интенционалышй характер, оказывается сводимым к понятию ценности. [22]
Он писал: В этом вопросе я сознательно и решительно провожу сингуляристнче-ское понимание, единственно для данной проблемы приемлемое с точки зрения эмпиризма, и строю чисто эмпирическое, в частности статистическое понятие ценности, что цены представляют объект статистики, конечно, хорошо и давно известно даже не экономистам. Но что ценность есть понятие своеобразного, неосознанного, так сказать, сырого статистического мышления, это, мне кажется, до сих пор не сознавалось и, во всяком случае, не продумывалось до конца экономистами [ 188, с. [23]
К вопросу о расценке хозяйственных благ. Понятие субъективной ценности, цены и меновой ценности. [24]
Таким образом, понятие ценности информации, введенное в предыдущем разделе, шире понятия сложности и, в сущности, включает сложность. Пользуясь понятием ценности, можно преодолеть трудность, связанную с тем, что в эволюции может происходить не усложнение, но упрощение. [25]
Вознаграждение - это все то, что человек считает для себя ценным. При этом необходимо учитывать индивидуальность человека, его личное понятие ценности. [26]
Экономике Ксенофонта зафиксировано понятие ценности, отождествляемой с полезностью, а И. Кант в Критике практического разума различает относит, ценность, или цену, и ценность абсолютную - достоинство человеческой личности и общезначимого нравств. [27]
В настоящее время наука и планирование стали целенаправленными и должны отвечать запросам общества, а выбор оптимального решения должен соответствовать оптимальным общественным затратам. Технологическая эффективность определяется теперь исходя из общественной полезности. Этические аспекты проектирования систем связаны с понятием ценностей, в частности общественных ценностей. Чтобы выявить этическую сторону системного проектирования, необходимо оценить его последствия для лиц, которых оно затрагивает. [28]
Уже в ранних произведениях Знанецкого в центре его внимания оказалась проблема ценностей, которая, как известно, была ключевой проблемой философских дискуссий конца XIX - начала XX века. Именно ценности стали основанием проведения разграничительной линии между миром природы и миром культуры, науки о природе и науке о духе ( культуре), В этом отношении взгляды Знанецкого формировались под влиянием антипозитивистской традиции. Неудивительно, что в первом томе, который стал плодотворным источником теории и метода в социологии на протяжении многих лет, дается систематический обзор и анализ понятия ценностей. Причем ценности определяются в связи с психологическим понятием установки ( attitude) и в противопоставлении с ним. Для авторов ценностью является любой предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки являются субъективной ориентацией членов группы по отношению к ценностям. Томас и Знанецкий признают существование индивидуальных ценностей наряду с общественными ценностями, но они интересуются, в первую очередь, последними. Так, в центре их внимания были более или менее ясные и формальные правила поведения, при помощи которых группа старается удержать, регулировать, а также сделать более общими и более частными соответствующие виды действий ее членов. Причем подобные нормативные элементы общественной жизни являются ценностями не потому, что они нормативны, а потому, что они являются данными человеческого опыта, обладающими содержанием, поддающимся определению, и обладающими значением для человеческой группы. [29]
Поощрение осуществляется с помощью вознаграждения. Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя. Понятие ценности у разных людей отличается. Для состоятельного человека в некоторых условиях несколько часов искренне дружеских отношений может быть более ценным, чем крупная сумма денег. [30]