Понятие - цивилизация - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
"Человечество существует тысячи лет, и ничего нового между мужчиной и женщиной произойти уже не может." (Оскар Уайлд) Законы Мерфи (еще...)

Понятие - цивилизация

Cтраница 1


Понятие цивилизации первоначально настораживает своей неопределенностью и многозначностью; в него вкладывалось и вкладывается самое различное содержание. Действительно, это понятие употребляют и как синоним культуры ( человек культурный и цивилизованный - характеристики однопорядковые), и как нечто ей противостоящее, например как бездушное, вещное тело общества в противоположность культуре как началу духовному.  [1]

Введенное энциклопедистами понятие цивилизации первоначально несло в себе отпечаток просветительского мышления.  [2]

Совсем недавно понятие цивилизации имело для Европы чисто историко-культурный интерес.  [3]

Параллельно с понятием цивилизации развивалось понятие культуры.  [4]

В этот сжатый обзор этимологического определения понятия цивилизации включены и точки зрения об исторической обусловленности и характере взаимодействия и взаимопроникновения культуры и цивилизации. Традиционное и наиболее распространенное понимание этого отношения проявляется в дистинкции духовная культура - материальная культура. Понятие цивилизации в соответствии с такими пониманиями распространяется только на материальную и техническую культуру. Традиционной трактовке понятия цивилизации принадлежит и уже упомянутое определение в работе эволюциониста Л.Г. Моргана: Цивилизация - это историческая фаза в развитии культуры, которая заменяет фазу дикарства и варварства.  [5]

Для того, чтобы определиться с понятием цивилизации, необходимо, очевидно, предварительно проанализировать ее наиболее существенные черты.  [6]

Приверженцы цивилизационного подхода обычно никак не определяют ключевое для них понятие цивилизации.  [7]

В работе уже упоминавшегося выше Пьера Симона Баллаиша ( 1776 - 1847) Опыты социальной социальной полигенезии ( 1827), важной категорией является впервые введенное им в труде Старик и юноша ( 1820) понятие отдельной, конкретной цивилизации. Различные цивилизации выступают у него как стадии некоего идеального, общего для всех народов исторического развития. Смена цивилизаций происходит болезненно. Но из огня социальных катастроф, из пепла старых форм человечество как птица Феникс возрождается к новой жизни. Впрочем, старые цивилизации не обязательно гибнут. Одни народы идут дальше, другие остаются на ранних стадиях. Цивилизации, уже пройденные европейскими народами, все еще сохраняются в Азии.  [8]

Культурологическая проблематика разрабатывается в рамках антитезы цивилизация - культура. Понятие цивилизации связывается с деятельностью по улучшению социального устройства. Культура рассматривается как феномен, образующийся над естественноприродным началом, на основе овладения человеком силами природы и ограничения инстинктов, влечений.  [9]

Цивилизация - это та фаза исторического развития культуры, которая по времени возникает вслед за дикарством и варварством и начинается в тот момент человеческой истории, когда начинает использоваться фонетическая азбука и письмо. Кребера понятие цивилизации равнозначно великим культурным цивилизациям, таким, например, как китайская цивилизация или египетская цивилизация.  [10]

Изменения, происходящие в мире, влекут за собой неизбежные изменения и в понимании термина цивилизация, содержание которого развивается по мере эволюции отражаемого им объекта и развития науки. Сегодня понятие цивилизации включает два взаимосвязанных аспекта. В нем концентрируются наиболее значимые явления всемирной истории, единство и многообразие материальной и духовной культуры человеческого общества, его ценностей образа жизни и труда. Каждый период, каждое общество, нация обладают собственной неповторимой цивилизацией.  [11]

В этот сжатый обзор этимологического определения понятия цивилизации включены и точки зрения об исторической обусловленности и характере взаимодействия и взаимопроникновения культуры и цивилизации. Традиционное и наиболее распространенное понимание этого отношения проявляется в дистинкции духовная культура - материальная культура. Понятие цивилизации в соответствии с такими пониманиями распространяется только на материальную и техническую культуру. Традиционной трактовке понятия цивилизации принадлежит и уже упомянутое определение в работе эволюциониста Л.Г. Моргана: Цивилизация - это историческая фаза в развитии культуры, которая заменяет фазу дикарства и варварства.  [12]

В отличие от многих своих современников Гобино не верит в прогресс. Скорее он верит в регресс: во всех его рассуждениях постоянно присутствует мысль о том, что золотой вею - достояние далекого прошлого, и ничто не может его возродить. Само понятие цивилизации выступает у него не как оценочное, а как чисто описательное и применяется к самым различным обществам, в том числе неевропейским.  [13]

В настоящее время не существует формального описания цивилизации в смысле М Вебера, А. Хантингтона и многих других. Но понятие цивилизации или экономического формирования, или режимов неявно существует во всех вышеупомянутых концепциях. Имеются некоторые модели для Мира в системной динамике ( Дж. Но эти модели также не могут давать ответы на все вопросы.  [14]

Совсем недавно понятие цивилизации имело для Европы чисто историко-культурный интерес. Сейчас понятие цивилизации выходит на первый план как категория, отражающая единство народов Европы, общность ценностей европейского дома. Тема общеевропейской цивилизации с ее неповторимыми общими особенностями проходит красной нитью через многие исследования в качестве наивысшего аргумента и пользу общеевропейского единства. Именно в Европе прогрессивный тип цивилизации обрел устойчивость, развивается длительное время, Поэтому рассматривать особенности этого типа цивилизации целесообразнее прежде всего на примере Европы.  [15]



Страницы:      1    2