Cтраница 2
Понятийно-терминологическое обеспечение определяет конкретные отношения педагога-ученого и педагога-практика. Педагогические термины, отражающие определенные понятия и категории педагогики, связывают воедино деятельность этих сторон. В этом смысле убедительным выглядит утверждение Р. Я. Лурия о наличии категориального мышления и категориального поведения. Функции понятий и категорий в установлении взаимосвязи теории и практики многообразны. Основные из них: быть средством познания и существования в сознании практики, передачи информации из одной среды в другую, общения как ученых, так и самих практиков. В результате выполнения понятиями этих функций теория и практика органично увязываются между собой и представляют целостность. [16]
Сетевой график представляет собой графическую модель строительного процесса, на котором все его основные элементы и события находятся в строгой логической зависимости. Элементами сетевого графика являются четко определенные понятия: работа, событие и зависимость. [17]
Следует также иметь в виду, что по мере развития производительных сил меняется смысл, вкладываемый в понятие удобства. Если в настоящее время существуют определенные понятия о современной благоустроенной квартире, то в дальнейшем эти понятия изменятся в связи с ростом производства и материальными возможностями общества. [18]
Актуальным вопросом с позиции системного анализа является непосредственный переход от словесного описания исследуемой системы к ее математической модели. Введенное понятие нечеткого множества как математического объекта позволяет нечетко определенные понятия представить в числовом виде. При этом обеспечивается формализация качественной информации, которая сводится к экспертным оценкам, и последующая ее переработка. Представление химико-технологических систем диаграммами взаимных влияний параметров дает наглядное представление об изучаемой системе и лежит в основе построения моделей, что подробно рассмотрено при решении конкретных задач. [19]
Предлагаемые методические положения по разработке алгоритмов проверены при решении нескольких задач по проектированию экономически целесообразных технологических процессов изготовления различных классов деталей. Несмотря на некоторую неполноту, они дают возможность сформулировать определенные понятия и систематизировать опыт в новом перспективном направлении применения творческого труда инженеров-технологов. [20]
Описанная система наглядных представлений связана с узнаванием и обозначением окрасок предметов несветящихся, а не со спектральным составом излучений. В то же время белая окраска или белая поверхность - объективно вполне определенные понятия, соответствующие отсутствию заметного поглощения. Среди любых др. окрасок белая занимает исключительное положение. [21]
Поскольку водные ресурсы любого региона ограничены, то любой их отбор ( водопотребление), водопонижение, водоотлив и т.п., 8 также вое виды водопользования приводят в конечном итоге. В связи о этим при решении вопросов охраны подземных вод целеоообраяно ввести более определенные понятия. Одним из них является понятие об ущербе подземным водам ( Купона-швили Г.П., 1979), т.е. о тех экономических и социальных последствиях которые возникают при недостаточно полном удовлетворении потребностей каждого водопотребителя и водопользователя региона. Ущерб подземным водам связан не только о деятельностью самих во-допотребителей и водопользователей, но и о рядом инженерных водозащитных мероприятий ( водопонижением, дренажом, шахтным водоотливом и т.п.), которые осуществляются о целью создания условий норма ль но го функционирования промышленных, сельскохозяйственных и бытовых объектов Отсюда следует, что задача разработки оптимальных схем эксплуатации водных ресурсов и водозащитных мероприятий предполагает максимальное удовлетворение потребностей всех водо-потребителей, водопользователей и других хозяйственных объектов региона при минимальных ущербах и о - учетом соображений природоохранного харекторе. [22]
В учебном процессе всякая определенность связана либо с ограничениями, либо с выражением относительности. Это распространяется на все составляющие учебный процесс, включая и такие факторы, как время, пространство, определенные понятия, умение и практика. Исходя из принципа доступности, в учебный процесс для рассмотрения и усвоения изучаемого предмета всегда включается какая-то его определенная часть, в определенных содержательных пределах, в соответствии с целями и задачами обучения. Изучаемый по программе материал в одних случаях ограничивается, в других усложняется, в зависимости ог необходимости. Необходимость же такого выделения и ограничения исходит главным образом из таких условий, как полезность, соответствие определенным закономерностям и принципам, установление причин и следствий и определение тенденций развития. [23]
При переходе от ручных документов к машиночитаемым усложняется процесс фиксации информации на носителях, появляется необходимость кодирования, позволяющего представить информацию в сжатом виде, пригодном для дальнейшей обработки. Средством, обеспечивающим возможность перехода к кодированию, служит информационный язык, включающий совокупность условных знаков ( обозначающих определенные понятия) и совокупность правил ( грамматику) построения высказываний. [24]
При этом знания понимаются как результат мыслительной переработки определенной учебной информации, в свою очередь представляющей совокупность научных понятий и их связей об изучаемом объекте. Учение включает развитие навыков в рациональном использовании знаний, что также находится в теснейшей связи с информацией через определенные понятия и действия. Все это говорит, что понятие и действие с понятием представляют собой основной элемент формирования и проявления знаний в процессе обучения. Процесс формирования понятий - многоуровневый процесс, идущий от уровня, когда понятие более конкретно, до понятия определенной степени общности. Овладев начальным уровнем данного понятия, обучающийся получает определенную информацию, являющуюся базовой для дальнейшего развития этого понятия на следующем, более высоком уровне. Информация о научных понятиях является условием формирования вычислительных операций. Чем больше понятий усвоил студент, тем больше ассоциативных связей возникает в его мышлении. [25]
Методы конструирования и проектирования были созданы в прошлом, когда человек не мог опираться на помощь вычислительных машин и сами объекты конструирования были достаточно простыми. Именно в этих условиях выработались определенные понятия. Приемы проектирования и конструирования были представлены в виде специальных учебных пособий, инструкций, передаваемых одним специалистом другому. [26]
Информация на карту наносится с помощью двух видов записи: фактографической и символической. Фактографическая запись информации делается в виде текста, а символическая - вырезанием отверстий на перфокарте. Каждому отверстию или группе их соответствуют определенные понятия и признаки, по которым могут быть сгруппированы несчастные случай для их анализа. [27]
Фактографическая запись информации делается в виде текста, а символическая - вырезанием отверстий на перфокарте. Каждому отверстию или группе их соответствуют определенные понятия или признаки. [28]
Различие между прикладной и чистой математикой существенно проявляется также и в требованиях к однозначности определений, применяемых понятий и утверждений. Одним из основных принципов чистой математики является то, что все свойства любого изучаемого понятия должны вытекать только из его формального определения и как бы потенциально уже заключенного в нем. Соответственно все утверждения должны включать только формально определенные понятия и такие логические соотношения, которые полностью предопределяют справедливость или ложность каждого утверждения. [29]
Язык, речь человека как система особых сигналов содержат в себе прошлый опыт людей, их интеллектуальное развитие и являются объективной, абстрактной формой многообразного и широкого общения. Речь интегрирует и регулирует мыслительную деятельность и поведение человека, обеспечивает возможность объяснения и понимания между людьми, является фактором управления одних людей другими. Слово, речь включают в себя сигнальную сторону ( раздражитель) и содержательную сторону, выражающую определенные понятия. Причем содержательная сторона слова в процессе развития человека изменяется. [30]