Определенные понятия - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Аксиома Коула: суммарный интеллект планеты - величина постоянная, в то время как население планеты растет. Законы Мерфи (еще...)

Определенные понятия

Cтраница 3


В естественных и технических науках принят следующий традиционный способ представления знаний. На естественном языке вводятся основные понятия и отношения между ними. При этом используются ранее определенные понятия и отношения, смысл которых уже известен. Далее устанавливается соответствие между характеристиками ( чаще всего количественными) понятий знания и подходящей математической модели.  [31]

Так как жизнь уже вызвала у нас технические и сельскохозяйственные учебные заведения и в них нужны свои профессора и учителя, то современный русский главный педагогический институт непременно должен иметь и факультет прикладных знаний или несколько отделений в высших курсах, так приспособленных, чтобы физико-математические и естественно-исторические основания прикладных знаний его слушателям были известны во всей должной полноте. Политехникумы и сельскохозяйственные академии, конечно, могут дать, между прочим, и учителей соответственных знаний, но высший их сорт - если можно так выразиться - можно ждать только от специально педагогического учреждения, если в нем будет свой технический факультет. Оттуда, я думаю, и должны выйти наши оригинальные, свои научные руководители русского сельского хозяйства и многих отраслей нашей техники. Узкие, чисто практические институты едва ли их могут дать, так как там недостает той атмосферы чистого знания, которая одна творит настоящих творцов. Ах, я знаю, что приходится мне подчас говорить не сладкие вещи, но лучше говорить, чем молчать, если опыт жизни настойчиво внушает определенные понятия.  [32]

Люди, далекие от математики, склонны приписывать ей непогрешимость, которой она не обладает, и усматривать в математических формулах своего рода философский камень. Естествоиспытатели не раз пытались и пытаются найти математическую формулу, которая бы охватила их наблюдения или теорию и придала им целостность. Нередко их попытки заранее обречены на неудачу. Действительно, если биолог оперирует такими расплывчатыми понятиями, как влияние окружающей среды, наследственность, раса, приобретенный признак, и обозначает их математическими символами, то от этого понятия не становятся точнее. Чтобы мы могли применять к каким-то понятиям математический метод, необходимо прежде всего построить их аксиоматику, н каждую аксиому ( поскольку речь идет о применимости теории к опыту) подвергнуть сравнению с опытом. Проверка аксиом невозможна, если в игру входят полностью или даже частично не определенные понятия. Часто совершают еще одну ошибку: считают величиной то, что не поддается измерению. Формула, являющаяся отнюдь не конечной целью прикладной науки, а лишь средством для описания и понимания известных и предсказания новых явлений, становится при этом надгробием мысли, на котором следовало бы написать: Торжество науки над здравым смыслом. Интересно заметить, что математики таких недоразумений не любят и часто предостерегают от переодевания нематематического содержания в математический наряд.  [33]

Поэтому камень или металл представали перед человеком по просто в виде комбинации внешних, чув-стленпо воспринимаемых качеств твер-дое. Созерцая объект, человек как бы накладывает на него исторически сформировавшиеся навыки его переработки использовании, а тем самым этот объект предстает перед человеком и как цель его действия. Чувственный образ имеет в себе черты объективно всеобщего, отраженного навыками практической деятельности / В этом смысле К. Восприятие обра-зэз предметов и сохранение их в представлении позволяют свободно оперировать с предметами, улавливать связь между внешним обликом предмета и его функциями. ДСвойства, функции вещей, их объективное значение для практики, закрепляясь в сигналь-но-речевой деятельности людей, становятся значением и смыслом слов, с помощью к-рых мышление человека создает определенные понятия о вещах, их свойствах и проявлениях.  [34]

Действительно, информация в учебном процессе отражает поток всех сведений о состоянии, функционировании и развитии системы. Информация выражает собой меру неоднородности сведений, состояния знания и незнания студентов по тому или иному предмету. Информация в учебном процессе характеризуется приемом необходимого объема неизвестных сведений и тем самым представляет собой материал для мыслительной работы студентов. Наконец, информация дает объективную картину состояния системы учебного процесса и выражает ее величину, обратно пропорциональную вероятности сообщения, появление которого ожидается. Информация, выражающая цели, задачи и содержание обучения, является основой для оптимального управления учебным процессом. Превращение информации в знания требует выбора средств и форм ее выражения, проведения активной учебной и самостоятельной работы и соответственно выбора средств, форм и методов обучения. Естественно, что эти средства, формы и методы должны выбираться таким путем и образом, чтобы четко и однозначно выражать определенные понятия изучаемых предметов и устанавливать порядок их учебного рассмотрения. Важнейшей задачей научной организации учебного процесса и рационализации управления обучением является оценка и распределение потоков между компонентами информации системы с целью их переработки в знания к эффективного управления учебным процессом.  [35]

Вне ощущений человек ничего не может знать о действительности. Восприятие образов предметов и сохранение их з представлении позволяют свободно оперировать с предметами, улавливать связь между внешним обликом предмета и его функциями. Данные живого созерцания, опыта обрабатываются и обобщаются высшей познавательной способностью человека - абстрактно-логическим языковым мышлением, к-рое осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений. Понятия появляются у человека тоже как продукт его общественно-производственной деятельности. Свойства, функции вещей, их объективное значение для практики, закрепляясь в сигнально-речевой деятельности людей, становятся значением и смыслом слов, с помощью к-рых мышление человека создает определенные понятия о вещах, их свойствах и проявлениях.  [36]

Коулсон делит химиков-квантовиков на две группы. Одни полагают, что электронное строение молекул следует рассчитывать ( при помощи вычислительных машин) с максимальной точностью, не прибегая к эмпирическим параметрам. ДПУГОЙ rnvnne OQTOMV что он говопит: Я вижу мало возможности - и даже еще менее желательности - в таком точном подходе к системам, содержащим более 20 электронов [ там же, стр. Такие системы, по его мнению - это верхний предел, для которого неэмпирические расчеты будут практически осуществимы, потому что, например, чтобы записать волновую функцию атома урана, нехватит всех атомов солнечной системы на изготовление необходимых для этого бумаги и чернил. Представители второй группы утверждают, что химия - экспериментальная наука, чьи результаты образуют, так сказать, узор вокруг весьма элементарных понятий. Химиков интересует объяснение наблюдаемых ими фактов в рамках этих понятий и истолкование последних квантовой химией. К таким понятиям Коулсон относит, например, понятие об отталкивании несвязывающих электронов, о гибридизации, об ионном характере и говорит далее: Не имеет значения, что в конечном итоге ни одно из таких понятий не может быть сделано строгим, потому что сама химия действует ( operates) на известном уровне глубины. На этой глубине определенные понятия имеют смысл и - если позволительно так сказать - реальность.  [37]

Созерцая объект, человек как бы накладывает на него исторически сформировавшиеся навыки его переработки и использования, а тем самым этот объект предстает перед человеком и как цель его действия. Чувственный образ имеет в себе черты объективно всеобщего, отраженного навыками практической деятельности. Восприятие образов предметов и сохранение их в представлении позволяют свободно оперировать с предметами, улавливать связь между внешним обликом предмета и его функциями. Свойства, функции вещей, их объективное значение для практики, закрепляясь в сигнально-речевой деятельности людей, становятся значением и смыслом слов, с помощью к-рых мышление человека создает определенные понятия о вещах, их свойствах и проявлениях.  [38]



Страницы:      1    2    3