Cтраница 1
Интеллектуальный потенциал общества выражается в уровне образованности населения, в объеме интеллектуального труда, функционирующего в сфере производства и в непроизводственных отраслях. Интеллектуальный потенциал характеризуется суммой наличных знаний, которыми располагает общество, а также удельным весом работников умственного труда в структуре населения. [1]
Ядро интеллектуального потенциала общества составляет научный потенциал. Статистика показывает, что в Советском Союзе темп роста численности научных работников выше среднего мирового. [2]
Основными факторами развития НТП являются интеллектуальный потенциал общества, выражающийся в количестве ученых, в степени образованности и общей культуре нации, а также уровень развития научной и производственной базы. Среди них важнейшим фактором, двигателем научно-технического прогресса является наука. [3]
Значительна роль населения и как носителя интеллектуального потенциала общества. Процесс глобализации свидетельствует: этот потенциал как своеобразный ресурс общества не имеет никаких замещающих альтернатив. Он лишь перетекает с континента на континент, из одной страны в другую. Особенно велика и многократно возрастает роль населения в странах, далее других продвинувшихся на пути постиндустриализма; в них именно интеллект нации становится реальным двигателем и определяющим фактором прогресса. [4]
Для обеспечения эколого-технологической безопасности России важное значение имеет воспроизводство интеллектуального потенциала общества, определяющего качество человеческого фактора и качественный состав рабочей силы. [5]
Решение проблем эколого-технологической безопасности России требует и нового подхода к воспроизводству интеллектуального потенциала общества - качество человеческого фактора и качественный состав рабочей силы. Ибо качественный и профессиональный уровень значительной части работников отечественных организаций не соответствует требованиям международных стандартов. [6]
Этот показатель колеблется от 0 252 в Эфиопии до 0 960 в Канаде, а в России составляет 0 76; 2) индекс интеллектуального потенциала общества отражает уровни образования населения и состояния науки в стране. При его расчете учитываются: уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности, удельный вес затрат на науку в ВВП. [7]
Этот показатель колеблется от 0 252 в Эфиопии до 0 960 в Канаде, а в России составляет 0 76; 2) индекс интеллектуального потенциала общества отражает уровни образования населения и состояния науки в стране. При его расчете учитываются: уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности, удельный вес затрат на науку в ВВП. За период реформ в России названный индекс снизился с 0 71 в 1989 г. до 0 47 в 1997 г. Данная тенденция, по прогнозам, сохранится в ближайшие годы: в 2002 г. индекс интеллектуального потенциала составит 0 37; 3) человеческий капитал на душу населения, 4) коэффициент жизнеспособности населения характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики, осуществляемой на момент обследования в стране. Этот коэффициент измеряется по пятибалльной шкале. Установление балла ниже 1 5 означает кризисное положение, падение уровня и качества жизни до той черты, за которой начинается вымирание населения. [8]
Конкурсный отбор производится открыто, на основе государственной экспертизы, определяющей обоснованность предложений и их соответствие следующим критериям: перспективность исследований, обеспечение экономической и оборонной безопасности, развитие интеллектуального потенциала общества, эффективность использования бюджетных ассигнований, потребности рынка и др. В области прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ основным должен быть принцип межотраслевого решения задач в рамках проектов, ориентированных на использование результатов исследований в экономике. [9]
Сегодня наиважнейшая задача - подымать человека духовно, уважая его внутренний мир, укрепляя его нравственные позиции. Весь интеллектуальный потенциал общества, все возможности культуры мы стремимся поставить на службу формирования социально активной личности, духовно богатой, справедливой и совестливой. Человек должен знать и чувствовать, что в его слове нуждаются, что его достоинство не унижается, что к нему относятся с доверием и уважением. Когда человек видит все это, он способен сделать многое. [10]
Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит в конечном счете и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. В свою очередь, наука, культура и техника могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки. К их числу, безусловно, следует отнести законодательное закрепление таких нормативных правил, которые адекватны складывающимся в обществе товарно-денежным отношениям. [11]
Это ведь означает, что научные знания, интеллектуальный потенциал общества становятся у нас все более драгоценным общественным богатством. [12]
Товарищи, к сожалению, даже в капиталистических странах молодежь раньше и полнее загружается политической, экономической, социальной ответственностью за свое будущее, за будущее общества. Социализм способен во много раз эффективнее, чем капитализм, использовать интеллектуальный потенциал общества. [13]
Одним из принципиальных положений государственной политики в области высшего образования является интеграция отечественной высшей школы при сохранении и развитии ее достижений и традиций в мировую систему высшего образования. Необходимо обеспечить преемственность в развитии системы образования, воспроизводстве и наращивании интеллектуального потенциала общества как важнейшего условия поступательного движения страны. [14]
Отметим, что, несмотря на изменение социальных функций аспирантуры, эксперты-профессоры убеждены в необходимости расширенного воспроизводства интеллектуального потенциала общества, дальнейшего увеличения приема в аспирантуру. В результате анализа экспертных анкет выявлена достаточно высокая степень согласия в аргументации необходимости увеличения масштабов подготовки специалистов высшей квалификации. Основной аргумент заключается в убежденности, что будущее за интеллектуальным трудом, в какой бы сфере не работал человек. [15]