Cтраница 1
Трудовой потенциал общества определяется его способностью участвовать в экономической деятельности, т.е. производить материальные блага и услуги. Носителем трудового потенциала является трудоспособное население, включающее население в трудоспособном возрасте, а также население за пределами трудоспособного возраста, занятое экономической деятельностью. Не включаются в состав трудоспособного населения неработающие инвалиды трудоспособного возраста. [1]
Трудовой потенциал общества - это мера наличных трудовых ресурсов и возможностей, непрерывно формирующихся в обществе в процессе развития его производительных сил и определяющих меру трудового потенциала его работников. Трудовой потенциал отдельных работников формируется на основе их профессиональной подготовки и последующего взаимодействия в процессе трудовой деятельности с предметной и человеческой средой, определяемой уровнем технико-технологического, социально-экономического и духовно-культурного развития общества. Развитие их собственных интеллектуальных, профессиональных и творческих способностей и мера реализации этих способностей в процессе выполняемой ими трудовой деятельности и определяет их трудовой потенциал. Трудовой потенциал как общества в целом, так и отдельных работников выступает в единстве возможности и действительности. Эти возможности складываются в ходе развития общества, но их реализация требует значительных усилий как со стороны общества и корпоративных объединений, так и отдельных работников. Определяющим фактором реализации этих возможностей является сложившаяся в обществе управленческая культура, проявляющая себя как важнейший компонент трудового потенциала общества. Она интегрирует в единую систему, регулирующую трудовые отношения и деятельность традиционные ценности - обычаи, традиции, нравственность и общецивилизационные регулятивы - государство, право, рынок. [2]
Степень использования трудового потенциала общества и уровень этого потенциала в значительной мере определяется ситуацией на рынке труда. [3]
Таким образом, существуют два основных уровня трудового потенциала: трудовой потенциал работника и трудовой потенциал общества, общности. [4]
Если затраты компенсируются несоразмерно, то трудовой потенциал имеет тенденцию к истощению, неблагоприятному для трудового потенциала общества в целом. [5]
Механизм саморазвития трудового потенциала личности внешне выглядит как индивидуальная и социальная эволюция его структуры, которая за определенный исторический период приводит к заметному прогрессу трудового потенциала общества. [6]
Источником развития трудового потенциала общества является личность, чьи успехи в трудовой сфере показывают возможности всего общества: достижение лучшего выступает как вероятный уровень для остальных участников производства. [7]
На уровне личности можно превзойти нормативную степень достижений, которые имеются в обществе. Поэтому источником развития трудового потенциала общества является человек, достижения которого выступают в качестве ориентира для остальных. В итоге данная личность становится субъектом непрерывного развития как себя, так и общества. [8]
Пуанкаре писал: Происхождение математического открытия - проблема, способная вдохновить пытливого психолога, ибо в этом открытии человеческий ум, по-видимому, очень слабо опирается на внешнюю реальность, в которой мы живем и действуем, и извлекает истину как бы из самого себя... Творческая любознательная личность как бы концентрирует в себе трудовой потенциал общества и выводит его на новый виток развития. [9]
Для того чтобы иметь полную информацию о трудовом потенциале работника, необходимы его систематические исследования в общегосударственном, в крайнем случае - в региональном масштабе. Для эффективного управления необходимы достаточные сведения и о трудовом потенциале общества в целом, предприятия, отдельного работника, а также об его отдельных компонентах. [10]
Отсюда следует, что безработный - лишь носитель трудового потенциала в возможности. До момента занятости о его трудовом потенциале можно говорить лишь условно, а состояние занятости говорит о состоянии трудового потенциала общества. [11]
Учет соотношений меры развития и меры использования на уровне общества дает возможность строить политику социального заказа для социальных институтов, включенных в систему воспитания детей и формирования трудового потенциала общества. [12]
Управленческая культура, охватывающая сложившиеся в обществе и обладающие управленческим потенциалом ценностно-нормативные представления, используемые субъектом управления в качестве целеориентирующих принципов, норм и ценностей управленческой деятельности, а также ее методов и средств, выступает в системе общественного производства связующим звеном между культурой общества и его социальными отношениями. Управленческая культура определяет целевую направленность управления и механизмы его практического осуществления в соответствии с закономерностями развития социума, требованиями технологии производства и рыночного регулирования, а также задачами формирования трудового потенциала общества, его социальных групп и отдельных работников. [13]
С возрастанием роли личностного фактора в производстве недооценка, тем более игнорирование, нематериального производства не только препятствует развитию личности, но и тормозит прогресс самого общественного производства. Например, здравоохранение и образование в большей или меньшей степени необходимы в любом обществе для воспроизводства способности непосредственного производителя к труду. Они влияют не только на количество, но и качество трудового потенциала общества, на производительность труда. Новые требования, предъявляемые к человеческому фактору современным производством, повысили значение этих отраслей. [14]
Все это оказывает заметное воздействие на конечные результаты производства. Достаточно сказать, например, что если сократить хотя бы наполовину число дней нетрудоспособности ( сейчас в среднем на каждого работающего в стране приходится 11 дней нетрудоспособности), то это означало бы существенное приращение трудового потенциала, дополнительный выпуск продукции на многие десятки миллиардов рублей. Между тем потенциальные возможности человека используются на производстве не полностью: в ряде коллективов неправильно организуют труд и отдых, не придается должного внимания решению социальных вопросов. В конечном счете это мешает раскрытию и приложению творческих способностей людей труда, снижает трудовой потенциал общества. [15]