Предмет - потребность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Если Вас уже третий рабочий день подряд клонит в сон, значит сегодня среда. Законы Мерфи (еще...)

Предмет - потребность

Cтраница 1


Предмет потребности также имеет различные формы. На биологическом уровне им может быть любая составляющая природы, которая является необходимой для бытия организма. Что касается предмета потребностей на уровне общественной формы движения материи, то благодаря трудовой деятельности социальный организм приспосабливает различные элементы природы к своим потребностям. В конечном счете, вместо природного вещества в качестве предмета потребности выступает продукт труда. На общественном уровне предметом потребности может стать любое социальное образование. Им может оказаться сам социальный носитель, его внутренний мир, если он направляет потребность во имя самоизменения. Например, выполняя гимнастические упражнения, человек выступает и как носитель, и как предмет потребности.  [1]

Функция предмета потребности выражает предметную направленность; ориентированность потребности на явления, компоненты внешнего мира; устремленность на самого носителя, если потребность обусловливает самоизменение организма. Элементно-структурный анализ показал, что потребность не есть нечто ограниченное и замкнутое само по себе. Она всегда предметна и ее функционирование раскрывает предметное содержание, которое не выступает предметом вообще, а является конкретным предметом, который должен быть потреблен строго определенным образом. Тем самым складывается предметная направленность потребности, ее избирательность на что-то конкретное, опредмеченность.  [2]

Добыча соли как дешевого предмета всеобщей потребности составляла, составляет и должна составлять всюду предмет большого внимания государства и промышленности. Оставляя в стороне цели фискальные и даже - пока - интересы личные, потребительские, несомненно, что для страны выгоднее иметь дешевую соль, чем дорогую. Каждая копейка на пуде соли для России будет уже составлять 3Л млн руб. Следовательно, все то, что обеспечивает дешевизну стоимости соли, должно составлять предмет внимания и забот как правительства, так и промышленности, с ее личными интересами. Дешевизна же определяется прежде всего конкуренциею. Так, например, у нас на юго-востоке России дешевизна соли обеспечена конкуренцией нескольких больших предприятий: добычею бахмутской каменной соли, добычею выварочной соли в Славянске, на многих солеварнях, действующих соседним каменным углем, и несколькими, зато громадными, крепкими и старыми предприятиями, добычею самосадочной ( в запрудах и лиманах около Геническа) соли из морской воды, испаряемой летними жарами.  [3]

Во-первых, субъектно-объектная сущность потребности как психологической связи личности с предметом потребности, существующим объективно и вызывающим то внутреннее, субъективное, что становится потребностью. Здесь отражен очень важный момент, позволяющий преодолеть иногда стихийно возобновляющиеся взгляды о врожденном характере потребностей.  [4]

Каждая деятельность включает предмет преобразования, продукт преобразования ( являющийся предметом потребности субъекта деятельности), средства, акты преобразования предмета в продукт, которые называются исполнительными действиями ( операциями) или исполнительной частью действия, по П. Я. Гальперину [ 25, с.  [5]

Многие разделы математики, считает автор, следует изучать до появления в физике, химии и других предметах потребности в соответствующих результатах. Например, невозможно сформулировать законы преломления света математически, потому что изучение синуса предусмотрено ( программами голландской школы) лишь полтора года спустя.  [6]

Из изложенных представлений следует, что высшие животные, как и маленькие дети, не способны выбирать и внутренне осознавать ( соотносить с условиями) собственные цели, в отличие от выбора внешне не осознаваемых собственных мотивов - предметов потребностей. Поэтому даже самые сложные акты поведения животных нельзя называть действиями в том значении термина действие, в котором он используется в психологической теории деятельности и которому всегда соответствует сознательная цель.  [7]

Леонтьеву, понятие деятельности человека необходимо связано с понятием мотива, под которым понимается вещественный или идеальный, данный в восприятии или существующий только в воображении, в мысли предмет человеческой потребности, который побуждает, а в особых случаях, при осознании предмета потребности ( осознанный мотив - цель), может еще и направлять на себя деятельность.  [8]

Здесь можно отметить, что потребность в пище у человека иная, чем у животного. Отличие предмета потребности на биологическом и социальном уровнях определяется принципиальной ограниченностью биологической формы движения материи. Предмет биологической потребности отражается живыми организмами не в форме его собственного бытия, а как бы сливается с потребностью. На социальном уровне предмет отражается с точки зрения его собственной определенности, а не только сЬункций биологической жизпи.  [9]

Вначале потребность возникает как чисто энергетический импульс, нагнетающий напряжение и побуждающий к поисковой деятельности. Когда четко обнаруживается предмет потребности, она приобретает статус мотива. В этой связи мотив учения может быть определен и как опредмеченная потребность - направленная на предмет обучения активность обучаемого. Связь между потребностями и мотивами в этом плане особенно многозначна: одна и та же потребность может быть активизирована через многие мотивы. И за одними и теми же мотивами могут стоять различные потребности.  [10]

В экономическом положении России, уже глубоко измененном крестьянскою реформою и построением сети железных дорог, за последнее время наступает мало заметное, но глубокое, вполне естественное и неизбежное движение вперед, состоящее в переходе от земледельческого строя жизни к промышленному. К этому переходу России в число промышленных стран побуждают не только умножающийся спрос разнообразнейших предметов жизненной потребности, добываемых не домашними средствами, а промышленными, не только условия покровительственной системы, неизбежной для развивающейся страны, но и всемерное удешевление заработков на обычные продукты земледелия ( определяемое распространением мирного быта на самые отдаленные страны света), а также законы последовательного неизбежного перехода всех народов, в конце концов, к промышленному строю, допускающему наибольшее противу всех ему предшествующих, распространение благосостояния, образованности, трудолюбия и всех иных видов истинного прогресса.  [11]

Это не означает, однако, что животное не может регулировать свои взаимодействия со средой на основе пространственного, но неосознаваемого образа ситуации. В этом случае на уровне психического отражения мира регуляция системы организм-среда может осуществляться по другим координированным между собой переменным, при разделении их на существенные и несущественные, в том числе и относительно предмета потребности ( мотива) животного.  [12]

Предмет потребности также имеет различные формы. На биологическом уровне им может быть любая составляющая природы, которая является необходимой для бытия организма. Что касается предмета потребностей на уровне общественной формы движения материи, то благодаря трудовой деятельности социальный организм приспосабливает различные элементы природы к своим потребностям. В конечном счете, вместо природного вещества в качестве предмета потребности выступает продукт труда. На общественном уровне предметом потребности может стать любое социальное образование. Им может оказаться сам социальный носитель, его внутренний мир, если он направляет потребность во имя самоизменения. Например, выполняя гимнастические упражнения, человек выступает и как носитель, и как предмет потребности.  [13]

Становление цели происходит в борьбе мотивов, как следствие противоречий, возникших в процессе обмена веществ, энергий, информации между общественным организмом и средой, между потребностями и производством, в конечном счете. Обогащенный человеческим опытом духовный мир опосредует содержание цели, отражая вызываемые ее условия. В нем отражаются множество вариантов цели, создавая иллюзию ее независимости от внешних условий, осознается предмет потребности, что предполагает сознательную установку на оптимальное решение конкретной задачи. В таком процессе задаются целенаправленность, целесообразность, целеустремленность, полагающие направленность и устремленность на достижение четкого и ясного, определенного и разумного, практического и полезного. Такое целеполагание есть осмысление и учет условий, причинных связей, реальных возможностей, всего того, что обеспечивает функционирование и развитие системы общественный организм-среда. В этом - проявление субъективной идеальной стороны общественной активности, которая при постановке цели осуществляет необходимое содержание ( стремится к этому) потребностей личности, социальной группы, общества. Подчеркнем, важнейшая функция духовного мира заключается в постановке цели, учитывающей закономерности потребностей и возможности их удовлетворения. Вот таков сложный механизм реализация активности общественных организмов в деятельности, который не только детерминируется потребностями, но и обеспечивается богатством духовного мира субъекта деятельности.  [14]

Хотя некоторые общественные потребности внешне напоминают потребности животных, например, потребность в пище, А в действительности они преобразованы общественным бытием человека. Функционирование потребностей общественных организмов не просто фиксирует поступающие из внешнего мира раздражения и приспособление их носителя соответственно им, а выражается в программировании своей деятельности в направлении активного изменения действительности. Тем самым общественный организм через свои потребности проявляет деятельно - преобразующую сущность, превращая знания о предмете потребности в стремление овладеть им в процессе многообразной исторически определенной деятельности по преобразованию внешнего мира. Так, окружающая среда отражается в духовном мире человека в виде идеальных стремлений, затем трансформируется в идеальные силы, что характерно только для социального уровня жизнедеятельности. При этом эти силы формируются не второстепенными, а обусловленными потребностями коренными связями человека со средой, сущностными силами человека ( Маркс К.  [15]



Страницы:      1    2