Cтраница 2
В главе 22 рассматривается вопрос, как можно адаптировать модели дисконтированных денежных потоков для оценки фирм с отрицательной прибылью. В большинстве решений оценивались ожидаемые денежные потоки в будущем, при допущении, что и они, и ценность фирмы имеют положительные величины, в случае увеличения маржи или прибыли. В особом случае, когда фирма имеет значительный объем долга, мы выяснили, что существует реальная возможность дефолта по долгу и банкротства. В этих случаях оценка дисконтированных денежных потоков может оказаться неадекватным инструментом для оценки ценности. В этой главе рассматриваются фирмы с отрицательной прибылью, значительными установленными активами и крупными долгами. Можно утверждать, что инвесторы в собственный капитал этих фирм, обладая ограниченной ответственностью, имеют опцион на ликвидацию фирмы и выплату долга. Этот опцион колл на лежащую в основе фирму способен увеличить ценность собственного капитала, особенно если существует значительная неопределенность относительно ценности активов. [16]
Проблемы оценки роста прибыли, когда прибыль отрицательна, возникают даже в том случае, если фирма имеет только отрицательную прибыль. Например, фирма Commerce One, которая работает в формате В2В, объявила об операционной прибыли ( EBIT) в размере 53 млн. долл. [17]
Обозначим через А, как и в определении 6.1, множество всех векторов распределения затрат, в которых агенты не субсидируются и не получают отрицательной прибыли. [18]
Как мы говорили выше, недостаток показателя Р / Е состоит в том, что он чаще других бывает отрицательным - в тех случаях, когда компания имеет отрицательную прибыль. Поскольку отрицательные значения мультипликатора смысла не имеют, то на практике Р / Е рассчитывается только для выборки прибыльных компаний, что и приводит к его завышению. [19]
Хесс признает, что общая величина ожидаемой дисконтированной валовой прибыли может оказаться не лучшим критерием оптимизации, и указывает, что созданные им модели можно видоизменить и нацелить на максимизацию выигрыша; в этом случае целесообразным может быть сочтено ассигнование средств на проекты, которые, как ожидается, дадут отрицательную прибыль, если есть вероятность, что они принесут крупный выигрыш. [20]
Фирма может иметь отрицательную прибыль из-за неэффективности операционных процессов - например, из-за устаревших машин и оборудования или низкой квалификации рабочей силы. Отрицательная прибыль может также отражать те неблагоприятные решения, которые были приняты ее менеджментом в прошлом, и связанные с ними непрерывные издержки. Например, фирмы, охваченные лихорадкой поглощений и выплатившие в связи с этим большие суммы денежных средств, могут из-за этого в течение нескольких лет получать отрицательную прибыль. [21]
Причины отрицательной прибыли секторного масштаба могут включать снижение цены на товар для фирмы-производителя. В некоторых случаях отрицательная прибыль может возникать из-за нарушения поставок необходимого сырья или же резкого роста цен. Например, рост цен на нефть будет негативно влиять на прибыль всех авиакомпаний. [22]
Во всех примерах с оценкой, представленных в предыдущем разделе, прибыль корректировалась либо мгновенно, чтобы отразить нормальный уровень, либо очень быстро, и это указывает на нашу веру в то, что прибыль скоро перестанет быть отрицательной. Однако в отдельных случаях отрицательная прибыль представляет собой проявление более долгосрочных проблем фирмы. В таких случаях мы вынуждены выносить суждения о том, будет ли данная проблема преодолена, и если да, то когда это случится. В данном разделе обсуждаются разнообразные решения для компаний, оказавшихся в таком положении. [23]
Детерминанты роста. [24] |
Для молодых фирм с отрицательной прибылью величины ожидаемых будущих денежных потоков можно получить, сделав допущения относительно трех переменных - ожидаемых темпов роста выручки, целевой операционной маржи и коэффициента объем продаж / капитал. Первые две переменные определяют операционную прибыль в будущие годы, а последняя - потребности в реинвестициях. На рисунке 31.8 представлено влияние каждой из этих переменных на денежные потоки. [25]
В некоторых случаях фирмы становятся проблемными, поскольку берут слишком много денег в долг, а вовсе не из-за операционных или стратегических затруднений. В таких случаях фирмы имеют отрицательную прибыль на собственный капитал, хотя операционная прибыль положительна. Решение проблемы зависит в основном от того, находится ли фирма в действительности в бедственном положении. Если не ожидается, что трудности фирмы приведут ее к банкротству, то можно найти разнообразные потенциальные решения. Однако если с наибольшей вероятностью данное затруднение способно разрушить фирму, то обнаружить решение намного труднее. [26]
Для случая фирм, имеющих проблемы временного характера, такие как забастовки или отмена заказа на продукцию, мы докажем, что процесс корректировки здесь прост: мы вычитаем из текущих доходов часть затрат, связанных с временными проблемами. Для случая циклических фирм, где отрицательная прибыль вытекает из ухудшения общей ситуации в экономике, а также для случая товарных фирм, на доходы которых могут влиять циклические изменения на товарных рынках, мы поддержим использование нормализованной прибыли в процессе оценки. Для случаев же с фирмами, имеющими долгосрочные или операционные проблемы ( устаревшее оборудование, плохо обученная рабочая сила, низкие инвестиции в прошлом), процесс проведения оценки усложнится, поскольку нам придется принимать допущения о том, способна ли фирма пережить свои проблемы и самостоятельно справиться с реструктуризацией. Наконец, мы рассмотрим фирмы, которые имеют отрицательную прибыль вследствие заимствования слишком крупных средств, и обсудим, как лучше всего избежать этой потенциальной причины для дефолта. [27]
Хотя мультипликаторы прибыли и балансовой стоимости интуитивно привлекательны и потому широко используются, в последние годы аналитики для целей оценки компаний все чаще обращаются к альтернативным мультипликаторам. При оценке молодых фирм, имеющих отрицательную прибыль, во многих случаях мультипликаторы прибыли вытеснены мультипликаторами выручки. В этой главе сначала исследуются причины возросшего использования мультипликаторов выручки, а затем анализируются их детерминанты, а также способы их наилучшего использования при проведении оценок. После всего этого следует краткое обсуждение специфических секторных мультипликаторов, случаев связанной с их использованием опасности и корректировок, которые могут потребоваться для их применения. [28]
При нормализации прибыли для фирмы с отрицательной прибылью мы просто пытаемся ответить на вопрос: Что заработает эта фирма в нормальном году. В формулировке этого вопроса неявно содержится предположение о ненормальности текущего года, и о том, что прибыль быстро вернется к нормальному уровню. [29]
Предпосылка о том, что предприятие продолжает функционировать, может оказаться неприменимой. Последняя проблема, связанная с осуществлением оценки компаний, имеющих отрицательную прибыль, состоит в следующем: такие фирмы вполне могут оказаться банкротами, если их прибыль остается отрицательной. Кроме того, предпосылка о бесконечной жизни фирмы, лежащая в основе оценки заключительной ценности, в подобных случаях может оказаться неподходящей. [30]